Ездить на велосипеде можно практически в любой одежде, кроме совсем уж экзотической - брюк дудочкой, жёстких джинсов, идейно близких к брезентовым штанам пожарного, юбок ниже каблуков, фраков, смокингов и т.п. Современные люди такое не носят или надевают ради косплея - на всякие свадьбы, копропротивы(tm) и тому подобные костюмированные шоу. Обычная повседневная одежда, хоть городская, хоть сельская - езде на велосипеде не препятствует. Главное, чтоб ноги свободно сгибались и швы не натирали в нежных местах.
Разумеется, существует куча специальных костюмов для велоспорта, но большинство из них - именно для спорта, что на каждый день не очень хорошо. У меня, например, есть велошорты с памперсом, и если ехать 50+ километров - в них действительно удобнее. Но для повседневного применения гораздо удобнее "шорты общего назначения", или, например, для водных видов спорта - они сделаны из комфортной синтетики, хорошо вентилируются и просыхают, даже если намокли. Также годятся мягкие спортивные брюки, стрейчевые джинсы, карго-штаны...
Некоторые виды штанов приходится прихватывать снизу, особенно если у вашего велосипеда нет защитного пластикового диска на передней звездочке. Для этого удобны "катафоты типа рулетка".
Для верхней половины тела есть специальные веломайки, но с тех пор как в повседневной одежде ушла мода на х/б, разница стала не принципиальна. У веломаек более длинная спинка, иногда с карманами, и ткань, способствующая отводу влаги. У современных повседневных футболок также достаточная длина и ткань, способствующая отводу влаги. Так что без разницы. Если поездка предполагает длительные перерывы или путь туда, а через несколько часов обратно - очень желательно иметь запасную футболку. Так что идём в Спортмастер/Декатлон и берём штук пять футболок любимого цвета.
В прохладную погоду применяется флиска, ветровка и куртки вплоть до горнолыжной (вообще зимняя езда на велосипеде - низ беговые лыжи, верх - горные. Можно сразу со шлемом и очками).
Обувь
Обувь делится на два типа - для контактных педалей и всё остальное. Контактные (пристёгивающиеся) педали повышают возможности вкручивать (задействуют мышцы, не работающие при обычном педалировании), но требуют привыкания и специальной обуви, разной под разный тип замка. В общем, это отдельная тема, больше для спортсменов. Педали с туклипсами, в которые нога вставляется, как в стремя, сейчас практически вымерли, не найдя ниши между контактами и топталками.
Для педалей-топталок годится любая обувь, не блокирующая щиколотку и с относительно плоской и более-менее жёсткой подошвой. Обычные кроссовки "спортивный стиль" - то, что надо.
Можно ездить в застёгивающихся босоножках (в носках и без носков :D ), некоторые даже в шлёпках умудряются, хотя это неудобно. Совсем не годятся кеды, борцовки, чешки, берцы, футбольные бутсы и кирзовые сапоги.
Голова
Ездить в шлеме - лучше, чем ездить без шлема. Хотя шанс получить травму головы при обычной езде невелик, он всё же существует, ну и вообще велошлем, правильно подобранный по голове, довольно удобен. Только не берите сплошные, они хороши для электросамоката или сплава по рекам, но если активно вкручивать - голове будет жарко и неприятно. В холодную погоду под шлем можно надеть тонкую флисовую шапочку или сразу балаклаву, в дождь - надеть шлем поверх капюшона (заодно он прижмёт капюшон и избавит от слепой зоны по бокам головы). Есть и чехлы от дождя поверх шлема.
Если шлема нет или вы принципиальный противник - годятся различные кепки, банданы, в последние годы модны баффы - универсальная штука, бандана, шарф, накомарник, и даже средство от борцов с ковидом. Есть попроще трикотажные с различными принтами, есть посложнее типа многослойной марли. Кстати, под шлем бафф тоже отлично годится.
Совсем с открытой головой ездить не стоит, велосипедист проводит существенно больше времени на открытом солнце, чем пешеход, напечёт голову.
Очки
Очки на велосипеде практически необходимы, если вы ездите со скоростью больше пешеходной и при этом хотите всё видеть, а не щуриться в щёлочки глаз, смаргивая слезы. Летом также критичны комары и мухи, попадание которых в глаз может привести к ДТП. Однажды мне попался навстречу то ли жук, то ли шмель, даже в очках это было чувствительно, а если бы без - не знаю, как бы я удержался после такой плюхи.
В солнечную погоду очки в разы улучшают обзор. Особенно критична мокрая дорога в сторону солнца - без правильных очков на ней не видно вообще ничего. Мой опыт однозначно гласит - солнечные очки должны быть поляризованными. Это относится и к водительским очкам, и к велосипедным, и к туристическим тоже. И тут Декатлон нам не помощник, там почему-то не считают это существенным и даже дорогие модели у них не поляризованы. Вот в Спортмастере (традиционно довольно бедном на велоаксессуары) правильные очки бывают, мои синие - оттуда. А белые - из Декатлона, дёшево и сердито. На Али очки бывают опять же разные, однажды чисто на сдачу докинул какие-то дешёвенькие - оказались вполне приличные, а бывает, что носить невозможно - то ли голова не того стандарта, то ли производитель лепил абы что.
Что касается жёлтых как бы просветляющих очков для сумерек - это на любителя, я пробовал, ощущение двойственное, вроде бы и правда видно лучше, но быстро нарастает усталость. Попробуйте, если вам интересно, дешёвые есть в том же Декатлоне и, как ни странно, Леруа.
При выборе велоочков важно, чтобы они плотно охватывали голову и не имели больших щелей возле носа - иначе на скорости воздух будет очень неприятно задувать в глаза. Ну, про травмоопасное стекло можно не говорить, сейчас практически все очки пластиковые.
Перчатки
Даже суровым дядькам, не чуждым топора, весла, гантель и прочих мозольных увлечений, желательно поберечь руки. Девушкам перчатки просто необходимы. Хорошие велоперчатки должны иметь толстую мягкую ладонную часть, принимающую все нагрузки от руля и лёгкую продуваемую тыльную, чтобы руки не потели. Также желательна "потовытирательная" вставочка, обычно от большого пальца до запястья. Перчатки должны легко сниматься, для чего иметь лямочки между пальцев. Идеально ещё яркую светоотражающую деталь в районе костяшек пальцев, но это совсем уж мечта, хоть сам шей.
В продаже с перчатками беда, Спортмастер почему-то в принципе уверен, что они нужны только детям и возит только XS и S, изредка М, а чтобы L или тем паче XL - не видел ни разу. В Декатлоне с размерами получше, но сами фасоны не фонтан, надо в специальные магазины идти.
Защита
Для повседневной езды защита не требуется, ну, кроме шлема (и опять же, ездить в шлеме лучше, чем без шлема, но лучше ездить без шлема, чем не ездить вообще). Ездить в защите тяжело и жарко. Про экстрим и акробатику речи нет, там свои правила.
Другие мои статьи на велосипедную тему:
Что нужно поставить на велосипед