Спецэффекты – это технология, которая появилась вместе с первыми фильмами. Именно с ее помощью авторы смогли воплотить в жизнь даже самые невероятные истории. За сотню лет у создателей кино появилось столько способ создания спецэффектов, что вместить их в одну статью очень сложно. Однако о некоторых из них мы расскажем дальше в статье.
1895-1930 гг.: появление первых спецэффектов
Впервые спецэффекты были использованы в короткометражном фильме «Казнь Марии Шотландской». Кинокартина длилась 21 секунду и состояла из одной сцены. Чтобы снять казнь королевы, режиссер Альфред Кларк использовал стоп-кадр. Как это было:
- Актриса, игравшая королеву, подошла к плахе, актер, игравший палача, поднял топор.
- Затем режиссер дал команду всем замереть на месте, а камеру поставили на паузу.
- Актрису аккуратно заменили манекеном.
- А когда камеру снова включили, то палач опустил топор и отрубил голову ненастоящей королеве.
Зрители были в ужасе. Они думали, что для съемки этого фильма убили настоящую женщину.
Еще одним популярным спецэффектом в те времена была двойная или мультиэкспозиция. Для создания приема на одну пленку записывали несколько видеорядов с разным уровнем экспозиции.
Жорж Мельес был новатором в этой сфере. Ему удавалось то, что не могли повторить другие. Именно он придумал прием разделенного экрана, который создавал иллюзию, что актер находится в кадре со своим двойником. Для этого приходилось склеивать несколько частей разных кадров.
1933-1960 гг.: появление первого 3D
В эти годы спецэффекты начали развиваться в сторону визуального наполнения. Именно в этот период впервые были опробован грим. В фильме «Франкенштейн» (1931) для превращения актера в главного героя гример использовал резиновую шапочку, вату и театральный клей. А чтобы кожа приобрела серый цвет, ее покрывали зеленой краской.
Опасные спецэффекты применяли для съемки фильмов о ковбоях и гангстерах. Так в сценах с перестрелкой использовалось реальное оружие, а все актеры носили бронежилеты. Однако они не всегда помогали. Так в фильме «Пленник» (1915) во время съемки был застрелен актер.
В этот период начали появляться кинокартины с объемными изображениями. Первый 3D фильм появился в 20-е годы, а уже в 1936 году работа от MGM «Audioscopiks» была номинирована на Оскар. Полнометражный цветной фильм 3D-эффектом вышел в свет в 1952 году и назывался он «Бвана-чёрт».
1960-1990 гг.: дублирование и аниматроника
В 60-х гг. появился первый кинотрюк – дублирование. Его использовали для того, чтобы один актер мог сыграть братьев-близнецов. Впервые этот трюк был использован компанией Disnay в фильме «Ловушка для родителей» (1961). В этом фильме был использован еще один спецэффект – желтый экран. Такой фон был аналогом хромакея, который легко отделялся на негативе от актеров и декораций.
Главным достижением этого периода было использование аниматроники. В фильме «Мэри Поппинс» (1964) появилась первая роботизированная кукла. Эта была маленькая птичка, которая подпевала няне в одной из сцен.
В это время появилась компьютерной анимации (CGI). Ее использовали в ценах, когда нужно было показать, что видит робот в фильме «Мир Дикого Запада» (1973). Для создания одного эпизода длинной 10 секунд понадобилось 8 часов.
Объемная компьютерная графика появилась в сиквеле «Западного мира» - «Мир будущего». В этом фильме была показаны 3D-модели руки и головы человека. Для создания такой анимации, которая длилась 20 секунд, понадобилось 4 года.
Первый компьютерный персонаж появился в фильме «Молодой Шерлок Холмс» (1985). Компьютерный рыцарь был показан всего в одной сцене.
1990 г. и до наших дней: развитие CGI и захват движения
Компьютерная анимация стала активно развиваться. Первое качественные перемены произошли в фильме «Парк Юрского периода» (1993). По сюжету главные актеры встречают брахиозавра, у которого качественно была проработана каждая клеточка кожи.
В фильме «Титаник» (1997) была создана фотореалистичная вода и эффект морозного воздуха.
В фильме «Бойцовский клуб» была использована фотограмметрия. Этот прием помог режиссеру включить сцену взрыва кухню и пролет сквозь здания.
Для создания спецэффектов в «Матрице» (1999) был использован прием «буллет-тайм». Для создания сцены с замедленным падением было использовано десятки камер, расположенных по кругу. Совместив кадры, был получен такой эффект.
Большой прорыв в спецэффектах произошел во второй части «Властелина колец». В этом фильме был показан полностью анимационный персонаж. Чтобы создать Голлума использовали технологию захват движения.
Друзья, а какие спецэффекты вас поразили больше всего? Делитесь своим мнением 👉 в комментариях! А также подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас очень много интересного 🔥 в области кино: