Как известно особо продвинутым читателям, писатели делятся на "элитных" и "массовых". Первые печатаются в толстых литературных журналах, получают премии типа "Букер" и "Нацбест", ездят на международные книжные ярмарки, развивают русскую словесность, продолжают традиции великих классиков и т.д. А вторые... ну что с них взять? Клепают очередные детективы, истории про попаданцев или, там, альтернативно-историческую фантастику. "Что было бы, если бы Гитлер победил", и всё такое.
Впрочем, настоящий литературный процесс далёк от этого деления на "вершки" и "корешки". Так называемая "элитная" проза давно уже идёт на сближение с так называемой "массовой". Расскажу вкратце о пяти произведениях, которые можно найти в книжном магазине на полке "российская проза" (не "...фантастика"), но хотя элементы жанра альтернативной истории в них использованы на всю катушку.
1. Владимир Сорокин. "Голубое сало"
Да-да, та самая книга, которую 20 лет назад "Идущие вместе" на площадях сжигали.
По сюжету то самое "сало" - некую чудодейственную субстанцию - пересылают из мрачного будущего в альтернативный 1954 год, где Сталин (живой и неприлично молодой) и Гитлер правят поделенной между ними Европой. Советские коммунисты живут в мире с аристократами, да и сам СССР своей анархо-разгульной атмосферой скорее напоминает Россию 90-х.
Да, а Гитлер умеет стрелять молниями из пальца. А Сталин с Хрущёвым - любовники. Вот это я понимаю, литература!
2. Павел Крусанов. "Укус ангела".
С первых страниц кажется, что автор решил написать роман о XIX веке, сымитировав классический стиль: «Кроме усов, мундира и, будто сочиненной к случаю, фамилии Некитаев, Никита имел сердце в груди и был не чужд благородной широте жеста и величию порыва». Но появляющийся уже на второй странице танковый корпус намекает, что тут всё не так просто.
Действительно, события романа разворачиваются как бы в наши дни, но история пошла по-другому: Российская Империя не только не распалась, но даже увеличилась. Существуют и некоторые другие империи – например, Османская, а в американской гражданской войне победили южане.
Сюжет вращается вокруг офицера, который развязывает гражданскую войну, чтобы захватить власть в Империи. И да, это тоже как бы "элитная" проза.
3. Дмитрий Липскеров. "Пространство Готлиба"
Действие романа опять же происходит в России, где не было Октябрьской революции: здесь есть Санкт-Петербургская область, а расстояния меряют верстами, аршинами и вершками. И более того, совсем недавно Россия вела Метрическую войну, за право сохранить национальные единицы измерения – причём воевала почему-то с Грецией и Японией.
Герои книги, мужчина и женщина, ставшие по вине этой войны парализованными инвалидами, начинают вести романтическую переписку в лучших традициях классики. У каждого из двух – свои житейские проблемы, простые и понятные. Анна Веллер находит возле дверей своей квартиры футляр с живыми человеческими руками – биороботами, выполняющими все приказы хозяина. И что теперь с ними делать? А Евгению Молокану под кожу забрался разумный жук-паразит, прирос к его нервной системе и теперь диктует человеку свои условия…
Если на этом моменте у вас возник вопрос: "Что это за бред?", спешу пояснить: Дмитрий Липскеров - писатель-сюрреалист. И альтернативная история в данном случае - пусть и интересный, но всё же антураж для безудержного полёта фантазии.
4. Эдуард Дворкин. "Кривые деревья"
Любят нынешние писатели российско-имперскую хрустобулочную эстетику, что ж тут поделать.
В романе "Кривые деревья" действие происходит в XIX веке, без особых выкрутас... а нет, с выкрутасами.
— «Стихи о российском паспорте»… — с видимым удовольствием прочитал он. — «Орластый»… «клювастый»… так… «Я достаю из широких равнин»… надо же, какой замечательный образ! — Его голос дрогнул, и он перебросил рукопись брату, который поймал ее на лету. — «…Смотрите, завидуйте — я подданная Российской империи!» — с неизбывной страстью закончил чтение Дмитрий, и тут же из его глаз закапали большие чистые слезы".
Главная героиня - Любовь Яковлевна, жена инженера-оружейника Стечкина, создателя инновационного пистолета (кто не в теме, поясню: в реальности пистолет Стечкина изобрели сто лет спустя). Среди прочих персонажей есть писатель Тургенев и его немой дворник Герасим, путешественники Миклухо-Маклай и Пржевальский (последнего почему-то изобразили носителем неправильной ориентации).
Неплох и сюжет: скучающая в браке с инженером Любовь Яковлевна ищет приключений, которые сами находят Стечкину - за её бесценным супругом охотятся вражеские агенты. Интересная книжка, и читается легко - жаль, малоизвестная.
5. Василий Аксёнов. "Остров Крым"
И, собственно, с чего всё началось. Насколько я знаю, первый образец жанра, созданный на русском языке. Писатель-диссидент Аксёнов изобразил альтернативный мир, где Крым - это остров (название романа намекает). На этом острове в конце Гражданской войны закрепились белогвардейцы, превратив его в русский вариант Тайваня. И вот в начале 80-х годов крымчане решили воссоединяться с советской Большой Землёй, что закончилось для них плачевно... Ну что им стоило ещё лет 10 подождать?
Роман, сам по себе неплохой, обрёл вторую известность в 2014 году, в связи с некими событиями, поразительно напоминавшими сюжет книги...
Спасибо, что дочитали! Буду рад обратной связи и подписке!