Найти в Дзене
Тайна Дзен

Ребёнок и церковь - нужна ли детям вера?

Оглавление
Ребёнок и церковь - нужна ли детям вера?
Ребёнок и церковь - нужна ли детям вера?

Ко мне часто приходят молодые родители с вопросом: «Как научить ребёнка основам веры?». Это и в самом деле проблема. Ведь сегодняшние мамы и папы росли в стране, где воинствующий атеизм считался нормой, а традиции семейного религиозного воспитания были почти утрачены. Многие из них обратились к Богу уже в сознательном возрасте. И теперь, искренне стремясь приобщить малыша к высшим ценностям христианства и церковной жизни, такие родители понимают — им катастрофически не хватает опыта.

Действительно, как избежать роковых ошибок и крайностей: не вырастить из ребёнка ханжу или не отбить у него всякое желание ходить в храм? В своё время этими же вопросами задавался наш замечательный писатель и знаток детской души Корней Чуковский. У него самого были непростые Отношения с Богом, но, когда подрастали его дети, Корней Иванович счёл необходимым привить отпрыскам нормы православия, хотел, чтобы они ходили в церковь, причащались.

Трудный разговор

В 1911 году Чуковский опубликовал статью «Малые дети и великий Бог», посвящённую сложностям воспитания веры в малышах. Наверное, она и сегодня помогла бы многим родителям. В ней юмор и мудрость, серьёзные проблемы и шуточные ответы. Говорить о Боге с дошкольниками и тогда, и сегодня трудно. Недавно рассказав трехлётнему внуку о могуществе и воле «доброго дедушки», я получила в ответ: «Тогда пусть купит мне велосипед». Я смутилась и что-то пролепетала: «Он не ходит в магазин». — «А-а, тогда и не говори, что он все может!».

Примерно о таких комично-нелепых ситуациях и писал Корней Иванович: «Вообще это сплошное отчаяние говорить с ребятами о Боге. Они все понимают буквально, их мышление — предметное, вещное. Отвлечённых понятий у них нет, и, преждевременно сообщая им о различных качествах Божьих, мы тем самым невольно побуждаем их богохульствовать, подстрекаем к кощунству». Нет, конечно, речь не идёт о сознательном кощунстве. И Чуковский, разумеется, призывал пап и мам не ругать детей за то, что они невольно несут порой полную ересь. Просто их жизненный опыт не позволяет осмыслить символы христианства.

Символ, а не чучело

Ну как объяснить малышу, например, смысл причастия? Попробуйте заявить ему: «Мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы». Моя дочь, помню, до смерти испугалась первого причастия, подозреваю, именно в результате долгой беседы с бабушкой, которая на полном серьёзе говорила с ней про кусочек «Тела Христова», который надо будет проглотить. «Не буду есть покойника!» — зарыдала бедная девочка, а публика в церкви сердито шикала на нас, как на кощунствующих хулиганов.

Или вот другой случай. Мой шестилетний племянник, показав на какую-то скульптуру в католическом костеле, громко спросил: «Это чучело Бога?» Возмущению окружающих прихожан не было предела. Помилосердствуйте! Как объяснить маленькому мальчику, что изображение, которому молятся в храме, есть символ, а не «чучело»? Важно понимать, что малыш строит свои мифы и сказки из подручного материала, вера для него — миф, сказка и немного игра. И во всём этом замешано чудо, а чудо — это не догма, а теплота и любовь.

Что читать?

Конечно, в процессе религиозного воспитания малыша очень важно чтение. Но какое? Мне кажется, не стоит начинать с Закона Божьего. Потому что многое из написанного там требует комментариев и разговоров с родителями, к тому же эта книга совершенно оторвана от детского опыта.

А вот чудесные сказки Пушкина и Андерсена, в отличие от молитвослова, дают множество поводов поговорить с ребёнком о христианском смирении и милосердии. Да и Бог, живущий в историях великих сказочников, близок и понятен маленькому человеку.

Если вы соблюдаете пост, а потом весело отмечаете дома Рождество и Крещение с ёлкой, колядками, гаданиями, радостно празднуете Пасху с куличами и крашеными яйцами, это даёт малышу гораздо больше, чем сухое книжное поучение. Детская психика — тонкая вещь, не надо перегружать её заумными беседами и догматами христианства. И не бойтесь стихийного детского язычества: страшилок, мультиков и фильмов про Гарри Поттера. Корней Чуковский говаривал: «У трёхлетнего ребёнка и Бог трёхлетний». Пусть они взрослеют вместе.

Всему своё время

По мере взросления детям станет доступен и Новый Завет, и обаяние книг о святых старцах. Да, он будет задавать вам трудные вопросы: о жизни после смерти, о свободе воли, о смысле бытия и смысле страдания. И ответов будет ждать от вас, а не от строгого священника. Запаситесь любовью, теплом, призовите на помощь память о собственном детстве. Тогда вам не придётся говорить о Боге всемогущем и вездесущем — скорее, как о любящем Отце, как о Создателе мира и высшего нравственного закона. Дети очень легко воспринимают молитву, любят иконы, церковное пение и убранство. Не надо бояться, что поначалу маленький ребёнок принимает батюшку за Бога. Это нормально, все дети начинают с этого. А поскольку они подражают родителям, то скоро приучаются исполнять заповеди и правильно вести себя в храме.

Рисуем Бога

Первые проявления религиозного чувства у ребёнка возникают очень рано, и чаще всего это видно в рисунках. Удивительно, но в определённом воз расте почти все дети начинают рисовать храмы, ангелов, Бога. И тут очень важно, чтобы родители не испортили порыв ханжескими запретами и замечаниями: «Что это ты нарисовал — Бога? Нельзя, ты же не иконописец!» Я как-то услышала от мамы пятилетнего художника: «Ты неправильно нарисовал церковь! Купол не может быть сбоку» «Вот и все, — подумалось мне. — Больше он не станет пытаться изобразить храм. А жаль!».

Я бережно храню в памяти другой пример, пример мудрого религиозного урока, данного простой женщиной маленькому внуку. Они сидели на остановке, и мальчик, глотая слезы, тер разбитую коленку. Бабушка гладила его по голове, заботливо протирала ссадину влажной салфеткой и приговаривала: «Вот видишь, ты не пошёл со мной на службу в церковь, побежал играть с друзьями и упал. Значит, Господь недоволен тобой». Мне кажется, сколько бы потом человек ни прочёл книг, сколько бы испытаний — в том числе и на прочность убеждений — ни выпало на его долю, эту простенькую истину, сформулированную верующей бабушкой в такой наглядной форме, он пронесёт через всю жизнь. Потому что в душе мальчишки отложилось: «Да, она права, надо было для Бога что-то сделать, пойти в храм, а я поленился, и вот результат».

Это важнейший религиозный опыт. Именно такие «простые истины» составляют основу, из которой впоследствии развивается 4 взрослое чувство веры. Заметьте, бабушка не ругала малыша, она была добра и терпелива. А если бы стала выговаривать, назидательно отчитывать, малыш, скорее всего, не раскаялся, а заплакал бы от обиды. Обида и покаяние рядом не ходят — помните об этом. И не скупитесь на главные христианские уроки — милосердие и любовь.

Ирина Воскресенская

Смотрите также — Церковь и религия

#ребенок #дети #вера #церковь #христианство #православие