В 20-м задании нам необходимо расставить запятые в сложном предложении с различными видами связи. Алгоритм выполнения прост: подчёркиваем основы (обычно их бывает четыре-пять), обводим союзы и разделяем запятыми части предложения. Но есть два момента, на которые надо обратить особое внимание.
Во-первых, составители КИМов любят использовать в 20-м задании предложения с однородными придаточными, например:
Когда шли майские грозы (1) и (2) мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода (3) влюблённые растапливали печку (4) и пекли в ней картофель.
Ученик видит две основы - "шли грозы", "катилась вода" - и смело ставит запятую на цифре 1. И допускает ошибку: запятая здесь не нужна, потому что перед нами придаточные, которые относятся к одной главной части:
[Влюблённые растапливали печку и пекли картофель] когда? (когда шли грозы) и (когда катилась вода).
Следовательно, придаточные однородные и знаки препинания расставляются в соответствии с правилами однородных членов.
Правильный ответ: 3
Во-вторых, в предложениях 20-го задания мы часто встречаемся с позицией стыка союзов, когда одно придаточное оказывается внутри другого придаточного, например:
Известно (1) что (2) если поэт живёт в ладу со своим родным языком (3) силы его удесятеряются.
Главный вопрос: ставится ли запятая на цифре 2? В данном случае да, так как после придаточного условия нет слов ТО, НО, ТАК, что позволяет изъять придаточное или переставить его в конец предложения:
Известно, что силы поэта удесятеряются, если он живёт в ладу со своим родным языком.
Поэтому правильный ответ: 123
В другом предложении запятой между союзами ЧТО и ЕСЛИ уже не будет, так после придаточного следует вторая часть союза ТО.
Я понял (1) что (2) если не пойти по пути наименьшего сопротивления (3) то добиться можно многого.
Правильный ответ: 13
Бывает, что в предложении из 20-го задания встречаются оба описанных случая: однородные придаточные и стык союзов в одном флаконе.
Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи (1) и ему казалось (2) что у него много вкуса (3) и (4) что (5) если б он учился (6) то из него вышел бы хороший художник.
Надеюсь, вы теперь сами сможете расставить запятые в этом предложении. Ответ можно разместить в комментариях. Проверим, разберём ошибки, если они возникнут.
10 вариантов для отработки 20-го задания можно найти в этой публикации
Поскольку самой актуальной проблемой на сегодняшний день у многих остаётся написание сочинения ЕГЭ в соответствии с новыми критериями, оставляю ссылки на публикации, которые, возможно, будут вам полезны:
Анализ связи между примерами, или Пишем сочинение по-новому
Сочинение ЕГЭ 2021 по новым требованиям
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку: образец сочинения в новом формате
Образцы других сочинений ЕГЭ, написанных по требованиям 2021 года, можно найти здесь:
сочинение по тексту Л.Леонова "Русский лес"
сочинение по тексту В.Дудинцева "Встреча с берёзой"
сочинение по тексту Ю.Нагибина "Заброшенная дорога"