Однажды «ночью» (в Ночь музеев) занесло нас на выставку русских кокошников в музей моды. Экспонаты собраны коллекционером Владленой Гринблат, в свободное от работы время занимающейся творчеством и… создающей кокошники по старинным лекалам с применением только тех материалов и техник, что использовались нашими прапрабабушками и дошли до нас в редких экземплярах и на картинках.
Сопротивляться быстрой моде можно и даже нужно, уверена Владлена. Любая девушка своими руками может делать эксклюзивные вещи в единственном экземпляре ― праздничные наряды и одежду для повседневной носки, которая, в свою очередь, обратит нас к традиции, к корням и вернёт бережное отношение к одежде, какое было на Руси. Из поколения в поколение, от матери к дочке передавались лучшие платья и сарафаны.
Конечно, раньше одежда ценилась ещё и потому, что сам процесс создания ткани был энергозатратным, не то, что сейчас. Благодаря таким проектам, как «Музей русских кокошников» и частная коллекция уникальных головных уборов старины глубокой, а также созданию собственной одежды с древнерусскими элементами, швея будет чувствовать себя творителем собственной реальности, художником-дизайнером, свободным от навязанных Fast Fashion форм и образцов.
Коллекционер Владлена рассказала нам, почему она, врач-косметолог имея русские и… еврейские корни, так увлеклась русским стилем и русским кодом, что на основе частной коллекции кокошников создала музей русских кокошников, некоммерческую организацию «Белавица» и ведёт большую просветительскую деятельность, проводит мастер-классы и социальные проекты по распространению знаний и навыков создания украшений в технике сажения по бели.
Кто хочет что-то изменить, работает с молодёжью и детьми. Детей вместе с родителями Владлена приглашает к себе в музей в Усадьбу Хаустово. Иногда она выезжает со своими дорогими экспонатами в Москву, на международные выставки и фестивали. «После выставок я всегда немного по-новому расставляю экспонаты. Мне кажется, что кокошники живые ― они очень довольны, что столько людей ими полюбовались!», ― пишет Владлена в своём аккаунте в Instagram по возвращению с «Ночи музеев».
С молодёжью же у некоммерческой организации «Блиставица» и центра «Моя карьера» был целый проект «Живая сказка». Учащиеся технологического колледжа №24 приобрели навыки создания украшений, овладели старинной технологией и теперь могут творить красоту и зарабатывать на этом ремесле.
― Мы хотели показать, что русский стиль ― это далеко не то, что продаётся в сувенирных магазинах, пёстрое и аляповатое. Что это практичный стиль, употребим как в ежедневной моде, так и в особо торжественных случаях, ― рассказывает руководитель проекта, главный идейный вдохновитель и наставник. ― Поэтому мы возрождаем не только способ создания красоты, но и историю, восстанавливаем связь поколений.
Девушки и преподаватели колледжа очень увлеклись проектом и вместе мы сделали настоящие кокошники в технике сажение по бели и венцы, аналогично тем, которые носили придворные дамы при Екатерине Великой. Это был своеобразный стилизованный русский культурный код для светских дам. Более того, фрейлены использовали их для демонстрации своих драгоценностей, которые, согласно придворному дресс-коду, не могли надеть на себя, а вот на кокошник ― пожалуйста! Наши же венцы выполнены из бархата, и на них также можно закрепить различные элементы декора, ― говорит мастерица.
На выставке в музей моды были представлены как оригинальные старинные головные уборы 17-19 веков, так и точные копии венцов и кокошников, которые сделаны из тех же материалов, что и оригиналы (никаких отступлений вправо/влево). Среди них лунник ― кокошник в виде заострённого полумесяца, который носили чуть вперёд, отчего закруглённая сторона становилась почти козырьком над девичьим лицом. На манекене тряпичные бусы, куда прятались пахучие травы (полынь и зверобой), способные отогнать от девушки, что их носила, вирусную хворь. Владлена уверена, что и с коронавиросом бы травы тоже справились бы.
К сожалению, оригинальные кокошники не дошли до нас, т.к. либо были подарены церкви и впоследствии использовались для украшения праздничной рясы священнослужителя, либо попросту варварски сжигались из-за золотых нитей. Из пепла доставали золото, а вот русскую красоту достать оттуда уже было невозможно. Её мы видим на картинах и фотографиях, а уже потом в воссозданных кокошниках мастеров на выставках, в частных коллекциях и музеях.
Анжелика ЛУКИНА, фото Екатерины МАРИНИНОЙ
Точки на карте: Музей моды в Гостином дворе (Москва, ул. Ильинка, д. 4, вход со стороны Хрустального переулка), Музей русского кокошника «Блиставица» в Усадьбе Хаустово.