Переводы денег в интернете и онлайн-покупки — это риск. Потребитель не может пощупать продукцию, посмотреть, что будет на курсе, понять, стоит ли платить за что-то или нет. С увеличением количества мошеннических платежей и нечестных продавцов, платежные системы ввели чарджбэк, который позволяет получить деньги обратно.
Что такое чардбэк
Чарджбэк (возвратный платеж) — это попытка возврата денег в досудебном порядке. Если клиенту не понравилась покупка в интернет-магазине, или она не соответствует заявленному описанию, он может обратиться к платежной системе, и она проведет проверку, и если претензии обоснованы — вернет деньги.
Посредником в спорном вопросе выступает банк. Он принимает заявления клиента, передает их на рассмотрение в МПС, и дожидается ответа. Если решение принимается в пользу покупателя, через кредитную организацию продавца переводятся деньги обратно на счет клиента.
Как работает возврат денег
Поэтапно схема работает так:
● Собственник карты заключает сделку с продавцом продукта. Не обязательно, чтобы это был какой-то товар. Интернет-курсы тоже подойдут;
● Товар не подходит по объективным причинам. Есть неисправности, несоответствие требованиям;
● Товар не подходит. Покупатель пытается урегулировать вопрос, но продавец отказывается это делать;
● Владелец пластиковой карты идет в КО и заполняет документы на инициирование чарджбэка. Прикрепляет все доказательства;
● Банк передает данные платежной системе. Она проверяет, и передает бумаги в банк продавца, а сотрудники МПС начинают свое расследование;
● В кредитной организации, которая обслуживает счет интернет-магазина, принимают документы и передают свои данные о платеже;
● МПС выносит решение. Если оно положительное — клиент обратно получает деньги.
Обычно клиенты сначала пытаются договориться с продавцом. Если человек понимает, что продал некачественный товар и любая экспертиза это покажет, он вернет деньги. Если нет — можно инициировать возврат.
Одна из распространенных причин чарджбэка — двойное списание средств с карты. Может быть ошибкой пользователя, платежной системы или баг приложения. Если продавец не пойдет навстречу, можно начать официальную процедуру возврата.
В каких случаях можно оформить возвратный платеж
В правилах ПС есть указания, когда инициировать процедуру:
● Продавец не оформил возврат;
● По карте дважды списались деньги;
● Платеж прошел на сумму, которая отличается от стоимости товара;
● Неверные дата и время;
● ЭЦП на карте и в счете принадлежат разным людям;
● Мошенническое списание средств;
● Клиент не удовлетворен качеством товара;
● Покупатель оплатил покупку другим способом, но с карты тоже списали деньги.
Важно понимать: ПС работают по внутренним инструкциям. У них прописаны причины, по которым можно начать оспаривание операции. Если ситуация под них не попадает — нужно возвращать деньги другим путем.
По некоторым картам сотрудники банка могут отказать в процедуре оспаривания. Законодательно они не имеют на это права, особенно в случае с мошенниками, но на практике такое встречается.
Как оформить чарджбэк
ПС по-разному инициируют процедуру оспаривания. У каждой из трех есть свои особенности:
● Visa. Самая сложная для ру-сегмента. Из-за того, что правила написаны на английском языке, а на территории СНГ нет представителей, которые регулируют процедуры, банки пользуются этим и отказывают части клиентов в возврате платежа. Минимальная сумма — 25$. Необходимо использовать коды при подаче заявления. Увидеть список можно на сайте чарджбэка в разделе документов;
● MasterCard. Нет минимальной суммы претензий. Мастеркард следит за исполнением, поэтому банки реже отказывают. В течение 45 дней можно оспорить решение или предоставить дополнительные доказательства. Самый высокий процент одобрений;
● МИР. Единственная русскоязычная система. На сайте можно ознакомиться с процедурой, необходимыми документами, и причинами. Возврат запрещен в гэмблинге, форексе и инвестициях.
С точки зрения работы с ПС проще взаимодействовать с МИР. Русскоязычная поддержка консультируется с банками, а они передают информацию клиентам. На втором месте — MasterCard.
Чтобы начать процедуру возврата, клиент должен:
● Созвониться с представителями банка и описать ситуацию;
● Получить примерный список документов, который нужно принести;
● Вместе с сотрудниками банка удаленно подать заявление на чарджбэк.
После этого останется ждать.
Какие документы нужны
Для старта оспаривания нужны доказательства. Подойдут:
● Чеки;
● Фотографии товара;
● Скриншоты или распечатки характеристик;
● Личные переписки;
● Распечатка истории операций.
Банки работают по своим инструкциям, поэтому могут запросить дополнительные документы. Клиент должен будет оформить заявление, указав: данные карты, время операции, сумму, суть претензии.
Чарджбэк — не возврат денег в привычном понимании. Это процедура оспаривания платежа. Не всегда можно будет вернуть оплату. Если возможно договориться с продавцом, лучше сначала попробовать так. Только потом стоит инициировать чарджбэк.
Срок возврата денег от момента подачи заявления до возврата денег на карту составляет от 2 до 6 месяцев.
На сайте вы можете так же найти необходимую информацию о том как
Статья с сайта https://produckts.ru/