15 мая 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из самых мистических и загадочных представителей русской и мировой литературы 20-го века.
Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, который не слышал бы о нем, не читал его книг или хотя бы не смотрел ни одного фильма снятого по его произведениям.
Несомненно, вершиной творчества Михаила Афанасьевича стал роман «Мастер и Маргарита» впервые опубликованный через 26 лет после смерти автора и то в сокращенном, журнальном варианте. Не секрет, что многие герои его произведения имели реальных прототипов, особенно представители тогдашней литературной общественности. Сегодня я хочу рассказать вам о некоторых из них и показать места их последнего покоя.
Мастер и Маргарита
О том, что главными героями романа Булгаков сделал себя и свою третью жену Елену Сергеевну, ставшую главной любовью в его жизни, наверное, известно всем.
Он включил в книгу многие эпизоды реально произошедшие с ними.
Травля Мастера «собратьями по перу» во многом напоминает травлю самого Булгакова в конце 20-х начале 30-х годов, когда критики, как по команде резко высказывались о повести «Роковые яйца», романе «Белая гвардия», пьесах «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных». В газете «Рабочая Москва» была опубликована статья «Ударим по булгаковщине», содержание которой очень близко было воспроизведено в романе, когда Мастер рассказывает о некоем критике Мстиславе Лавровиче, который предлагал «…ударить, и крепко ударить, по пилатчине…».
Любовь Мастера и Маргариты с первого взгляда, её уход от мужа который был весьма высокопоставленным человеком, эти и другие события, происходившие в романе имели место быть и в жизни.
Как известно Михаил Афанасьевич Булгаков скончался 10 марта 1940 года и был похоронен на 2-м участке Новодевичьего кладбища буквально в нескольких шагах от своего литературного кумира Николая Васильевича Гоголя, внешними чертами которого он наделил своего Мастера:
«бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос».
Сцена в которой Мастер сжигает свой роман, это тоже явный отсыл к Гоголю, который, как известно уничтожил второй том «Мертвых душ». Так что можно сказать, что Мастер это в некотором роде собирательный образ, соединение самого Булгакова и Гоголя.
О мистической связи двух гениев русской литературы, о том, как камень с могилы Гоголя оказался надгробием Булгакова писали очень много. Была в свое время об этом статья и на моем канале.
Прочесть её можно здесь.
Ну а пока скажу лишь, что Елена Сергеевна Булгакова пережила своего Мастера на 30 лет, которые полностью посвятила служению его памяти и ушла 18 июля 1970 года выполнив свою миссию на Земле.
Она не только добилась публикации не только «Мастера и Маргариты», но и не издававшегося ранее «Театрального романа». По её инициативе были переизданы в полном виде "Белая гвардия", "Записки юного врача", а так же изданы и поставлены большинство пьес.
Ну а теперь я предлагаю немного «прогуляться» по Новодевичьему кладбищу и посмотреть на места последнего покоя людей, которых хорошо знал Булгаков и сделал их героями своего бессмертного романа
Михаил Берлиоз
Председателем вымышленной литературной организации МАССОЛИТ, которую Булгаков придумал, как пародию на писательские союзы того времени: Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и Мастерскую коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ). Его реальным прототипом стал
Демьян Бедный (1883-1945)
Советский поэт, писатель, публицист и революционный общественный деятель. Член РСДРП(б) с 1912 года. Настоящее имя Ефим Придворов. Известен, как автор разнузданных антирелигиозных стихов. Самое известное его стихотворение ставшее красноармейской песней «Как родная меня мать провожала».
Активно участвовал в кампании против Булгакова, писал критические статьи о его произведениях.
Судьба этого человека в некотором роде уникальна. В 1938 году его творчество было подвергнуто резкой критике. Демьян Бедный был исключен из рядов ВКП(б) и Союза писателей с формулировкой «за моральное разложение» и фактически остался без средств к существованию. Однако репрессирован он не был. Скончался в 1945 году и был похоронен на 2-м участке Новодевичьего кладбища. Некролог подписали 60 ведущих советских литераторов, но в партии он был восстановлен лишь в 1956 году (посмертно).
Иван Бездомный
Конечно все вы мои уважаемые читатели и подписчики помните «плечистого, рыжеватого , вихрастого молодого человека» появившегося на страницах романа буквально в первых строчках первой главы. Человек не получивший никакого образования кроме начального советского, под влиянием произошедших в романе событий решает не писать больше стихов и резко кидается наверстывать упущенное. В эпилоге книги мы узнаем, что человек вполне серьёзно собиравшийся отправить Канта на Соловки стал сотрудником института истории и философии и…профессором. Между прочим, вариант вполне в те годы возможный. Стране нужны были не только рабочие руки но Красные профессора, специалисты в марксистско –ленинской философии способные найти общий язык с молодежью.
Реальным прототипом поэта Ивана Бездомного стал поэт
Александр Безыменский (1898-1973)
Участник Октябрьской революции в Петрограде. На протяжении многих лет был активным деятелем комсомольского движения, избирался в ЦК РКСМ 1-го созыва, был делегатом съездов комсомола. На VII съезде ВЛКСМ был избран почётным комсомольцем. В 1920—1930 годы тираж его книг составил один миллион экземпляров.
Был яростным критиком Булгакова. Кроме стихов о революции писал сатирические произведения. В 1929 году опубликовал пьесу «Выстрел» — пародию на «Дни Турбиных».
Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газет «За честь Родины» и «Во славу родины». Прошел путь от Москвы до Праги.
Скончался в 1973 году. Похоронен на 7-м участке Новодевичьего кладбища.
Александр Рюхин
Поэт, член МАССОЛИТа, доставивший Ивана Бездомного в психиатрическую клинику. Честно сказать не самый заметный персонаж романа, но вот его прототипа вы мои уважаемые читатели и подписчики знаете наверняка. Им стал не кто иной как великий пролетарский поэт
Владимир Маяковский (1893-1930)
Человек, не нуждающийся в особом представлении. В свое время, к сожалению, внес свою лепту в травлю Булгакова.
В пьесе "Клоп" Маяковский включил Михаила Афанасьевича в "словарь умерших слов" : " бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков...".
В итоге в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков создал образ молодого, наглого, не в меру амбициозного поэта в котором современники сразу же узнали Маяковского. Его обращение к памятнику Пушкину :
"Вот пример настоящей удачливости... - тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, - какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!..",
это не что иное , как приступ жгучей зависти к славе Великого гения.
Точно такие же нотки явственно проступают в строчках самого Маяковского нарочито панибратски обращающегося к Пушкину:
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Дайте руку!
… Вам теперь
пришлось бы
бросить ямб картавый.
Нынче
наши перья —
штык
да зубья вил,—
битвы революций
посерьезнее «Полтавы»,
и любовь
пограндиознее
онегинской любви…
Дополнительно следует сказать, что отношения литературных героев Булгакова Бездомного и Рюхина точное отражение реальных взаимоотношений поэтов, Безыменского и Маяковского
которые мало того, что постоянно обменивались колкими строфами и эпиграммами:
…Надо,
чтоб поэт
и в жизни был мастак.
Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе.
Ну, а что вот Безыменский?!
Так…
ничего…
морковный кофе.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Шумел, горел пожар московский»… Все думали, буянит Маяковский!»
Но при случае могли и реально подраться.
Ныне Маяковский похоронен на 1-м участке Новодевичьего кладбища, неподалеку от Булгакова.
Я не зря сказал ныне.Первоначально тело покончившего с собой трибуна революции, было кремировано в Донском крематории. Можно сказать, что он был одним из первых людей в нашей стране, чье тело подверглось подобной процедуре. Более 20 лет урна с прахом была выставлена на всеобщее обозрение в специальной застекленной витрине колумбария. В 1954 году прах поэта, наконец, был предан земле на Новодевичьем кладбище.
Конечно, в одной небольшой статье невозможно рассказать обо всех героях великого романа и их прототипах. Если тема показалась вам интересной, она будет продолжена. Судить об этом, я могу только по вашим откликам и лайкам, поэтому как всегда жду вашего мнения. А пока всего доброго и до новых встреч.