Найти в Дзене
Киноobzor

Культ Ларса фон Триера: Элемент преступления [обзор фильма]

Для современного мира кинематографии имя датского режиссера Ларса фон Триера является культовым, а его режиссерским почерк узнаваем заядлыми кинолюбителями. Ручная камера, эффект документальной съемки, максимальная откровенность, конфронтационное исследование экзистенциальных, социальных и политических вопросов – всё это неотъемлемые составляющие каждого фильма в карьере данного режиссера. Но как у любого режиссера, у Ларса фон Триера тоже был свой дебют, с которым он вошел в мир кино. И таким дебютом стал детективный триллер «Элемент преступления».

Синопсис В Европе происходит серия жестоких убийств маленьких девочек, торговавших лотерейными билетами. Полиция вынуждена обратиться за помощью к британскому детективу Фишеру, специально прибывшему для этого прямиком из Каира, где обосновался несколько лет назад. По возвращению он сразу консультируется у своего учителя Осборна, основателя «элемента преступления», спорной методики, позволяющей погрузиться в сознание преступника, разгадать его мотивы и, соответственно, раскрыть его личность. Фишер, пытаясь разгадать, кто стоит за убийствами, невольно начинает вживаться в шкуру маньяка.

-2

Игра актёров Стоит отметить, что дебютная работа фон Триера в плане прописанных образов персонажей не была столько яркой, чем его последующие киноленты. Большая часть персонажей напоминает знакомые шаблоны героев. Так, английский актер Майкл Элфик исполнил роль Фишера, воплотившего классический образ детектива, который сначала пытается отыскать преступника, а в итоге начинает заниматься экзистенциальными поисками самого себя. Или бирманская актриса Ми Ми Лай, сыгравшая роль проститутки Ким, воплотила типичный образ роковой женщины, за которой стоит разгадка преступлений. Выделять кого-то конкретного не приходится, поскольку главные роли были упомянуты выше, а остальные персонажи выполнили лишь вспомогательные функции для сюжета, особо не проявив своего героя.

-3

Режиссура В жанровом отношении «Элемент преступления» совмещает в себе детективный триллер и неонуар. При этом сам по себе фильм снят таким образом, что кажется, словно всё происходящее происходит в каком-то сне или параллельной реальности. Реальный сюжет накладывается на нереальный мир, где какие-то места, предметы или люди приобретают метафорические формы. Архив оказывается в затопленном помещении, герои постоянно спят то на какой-то траве, то на каких-то гвоздях и шурупах, путешествие по сознанию обретает форму поездки по подземному туннелю. И везде ото всюду льется или капает вода. За счет всего этого фильм одновременно опьяняет и вводит в некий транс. В то же время общая динамика фильма немного раздражает своей неспешностью и постоянными лирическими отступлениями.

-4

Сценарий Сюжет фильма – это отдельный большой вопрос, потому что в большинстве своем даже после просмотра фильма едва ли можешь разобраться с тем, а что именно ты только что увидел. Действие происходит в стране под названием Европа, по которой в недавнем времени прокатилась волна серийных убийств маленьких девочек. Всех их объединяет то, что убитые продавали лотерейные билеты. Полиция мечется в догадках и вызывает из Каира обосновавшегося там британского детектива Фишера. Фишер последователь своего учителя Осборна, который, в свою очередь, когда-то разработал сомнительную методику для поиска серийных убийц «Элемент преступления». Фишер, следую этой методике, погружается в сознание преступника, что действительно позволяет ему продвинуться в деле. Правда, у этой методики есть свои побочные эффекты, заключающиеся в том, что Фишер начинает не только думать, как маньяк, но вести себя также. Следовательно, здесь возникает дилемма. А не маньяк ли он на самом деле?

-5

Итог В целом «Элемент преступления» - это очень странное и необычное кино. С одной стороны, фильм претендует быть остросюжетным детективным триллером про жестокого маньяка, убивающего маленьких девочек, но, с другой, «Элемент преступления» предстает классическим артхаусом, который этим сочетание американского визионерства и европейской метафизики вводит в какой-то когнитивный диссонанс, не давая по итогу разобраться в увиденном.

Если вам понравился данный обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Также буду рад вашему мнению на фильм в комментариях ниже. Скоро вас ждут новые обзоры на фильмы Ларса фон Триера, о которых вы могли не знать, но которые точно захотите увидеть.