Вся система образования в Н. устроена таким образом, чтобы максимально дистанцировать родителей от образовательного процесса. Понять, что изучает и на каком уровне находится твое потомство очень сложно. По этому поводу могу привести одну услышанную здесь историю, которая дает понимание ситуации.
Один русский мальчик после обучения в классе для иностранцев, где учат в основном голландский язык, сдал экзамен по языку и перешел в общеобразовательный класс. В течение года родители получили обратную связь от педагога, что все ок, он социализируется, осваивается в коллективе, успеваемость тоже нормальная. Довольная и гордая сыном мама была счастлива ровно до того момента пока не были получены результаты распределения сына в среднюю школу. Именно в этот момент дети впервые получают “путевку в жизнь”, а именно распределение в среднюю школу по трем уровням: классы для будущих “дворников”(то есть никакое образование после школы этим детям не светит), классы для будущих “сантехников” (эти дети пойдут в колледжи) и классы для тех, кто планирует “управлять миром”, а точнее поступать в университеты.
И тут - сюрприз! Ее сыну, который на отлично учился в России, выдали путевку в “дворники”, ну то есть вердикт - плохо обучаем, парня знаниями не обременять. Возмущенная мама задала вопрос в лоб учителю - как же так? почему вы весь год говорили мне, что у него все ок, а теперь тут такое! На это педагог отвечает, что не разделяет ее негодования: парень хороший, ну а работники в теплицах и дворники ценятся в Н. не хуже профессоров. Эта история со счастливым концом, ибо мама включила передатчик в режим #яжемать и парень через какое-то время пересдал все тесты, отправившись на достойный его способностям уровень. Но такое поведение здесь не то, чтобы не поддерживается, а даже не одобряется. Это страна в которой еще не изобрели “социальный лифт” и в общественном сознании - пытаться добиться большего, чем ты имеешь сейчас, значит быть выскочкой, что порицается протестантским сознанием даже не верующих в Бога нидерландцев.
Делаю вывод - основная концепция местного образования - не напрягать детей и если ребенок плохо сдал аттестацию по итогам года, и даже если он остается на второй год, то это тоже тут в порядке вещей. Никого это не напрягает.
Так что теперь, когда я слышу, что нидерландские школьники самые счастливые в мире, я точно знаю, что секрет их счастья можно описать словами из Диснеевской песенки “Акуна матата” - жизнь без забот.