Екатерининский корпус дворца «Монплезир» готовится к открытию после комплексной реставрации, первой с послевоенного времени. Как сообщается на сайте ГМЗ «Петергоф», открытие состоится 21 мая 2021 года.
Основная проблема, по которой дворец был закрыт в 2018 году на реставрацию, - отсутствие гидроизоляции, из-за чего страдали и фасады, и интерьеры. Данная проблема была решена. Реставраторы устроили «глиняный замок» по периметру дворца и Западной Гостевой галереи, которая соединяет корпус с дворцом «Монплезир».
«Глиняный замок» предназначен для защиты подвальных помещений и цокольных этажей от проникновения дождевых и талых вод. В данном случае использовали голубую глину и старинные технологии. Если говорить на языке строителей, «глиняный замок» – это хорошо утрамбованная глина, уложенная вокруг фундамента слоями определенной толщины.
Оценить внутреннее убранство дворца можно будет лишь 21 мая. Покажу и расскажу, как выглядели внутренние помещения в марте, когда реставрационно-ремонтные работы вступили в финишную стадию. Реставраторы покинули залы, уступив место музейщикам: началась развеска и расстановка музейных экспонатов. Полистайте галерею, в ней представлены фотографии некоторых комнат в преддверии подготовки музейной экспозиции. 26 19 20
Особое место во дворце занимает Подогревальня. Это единственная комната, которая не перестраивалась со времён Растрелли.
Подогревальня была устроена во дворце по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. Центральное место в комнате занимает огромная выбеленная печь с двенадцатью конфорками и большим духовым шкафом. Спроектировал её Растрелли, взяв за основу знаменитые голландские печи. Предназначалась она для разогревания еды, которую готовили и доставляли из Монплезирской кухни. К слову, печь можно было затапливать, как вверху в Подогревальне, так и внизу в подвале.
Ещё в 1945 г. в интерьере Зелёной приёмной петергофские реставраторы обнаружили роспись середины XVIII века в виде аллегорической маски. Найти нашли, а открывать не стали: не сочли возможным показывать в ампирных интерьерах живопись XVIII века и скрыли до лучших времен алебастровым диском.
И вот время пришло. При нынешней реставрации художник-реставратор М.Д. Верховодко открыла живописную маску осени для обозрения посетителей.
Оригинальная роспись фриза (речь о той же Зелёной приёмной) считалась утраченной в годы войны. В ходе последней реставрации обнаружили фрагмент росписи двухсотлетней давности. Теперь одна связка, состоящая из маски льва и шлема в окружении пальметт, родом из XIX века. Если присмотреться, этот участок чуть темнее остальной настенной росписи.
Камин в Зелёной приёмной создан по рисунку Джакомо Кваренги. В годы войны каминный барельеф был утрачен. В ходе нынешней реставрации, благодаря обнаруженной довоенной фотографии и гипсовой копии подобного барельефа во дворце в Потсдаме, каминное обрамление воссоздали. Теперь «дети собирают виноград» так же, как и во времена Екатерины II.
Буквально на наших глазах Зелёная приёмная стала наполняться предметами мебели.
Синюю гостиную увидеть удалось лишь через открытую дверь. Временно в ней разместились музейные экспонаты, которые лишь в начале марта 2021 г. вернулись из продолжительной служебной командировки из музея-заповедника «Царицыно». Почти два года предметы петергофской коллекции радовали посетителей московского музея.
Как путешествуют музейные экспонаты? Точнее, ездят по служебной необходимости. Основательно упакованные, раз, и с максимально возможным комфортом, два!
Хрустальные бокалы из Министерского сервиза, например, были завернуты в бумагу, уложены на поролоновом ложе, в отдалении друг от друга и каждый в своей ячейке. Сформированные подобным образом ящики-кассеты упакованы ещё в один транспортный ящик.
Надо полагать, что и предметы из знаменитого Гурьевского сервиза ехали из Москвы в такой же надёжной таре. Парадный сервиз был изготовлен в 1809 году на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге и насчитывал около 5000 предметов (на данный момент в фондах Петергофа порядка 500 экспонатов). На его предметы были нанесены десятки изображений народов России и виды городов.
Сервиз отличается изысканным колористическим решением: сочетание золочёных деталей с красно-коричневым фоном подчёркивает величественную парадность.
Хрустальным бокалам из Министерского сервиза и фарфоровой посуде из Гурьевского набора ещё только предстоит занять привычные места в музейной экспозиции. Посудой этих сервизов будет сервирован стол в Жёлтом зале.
Гобелен «Петр I, спасающий рыбаков во время бури на Ладожском озере», вытканный на знаменитой парижской мануфактуре,
и парадные портьеры Екатерины II и Александра I уже заняли свои места в Жёлтом зале Екатерининского корпуса. Портрет Александра I «водружали» на своё место прямо на наших глазах.
Что, кроме обустройства «глиняного замка», сделали реставраторы за два с лишним года?
- Обновили цвет фасада: теперь здание окрашено в исторический колер, который обнаружили при расчистке красочного слоя.
- Отреставрировали два крыльца и решётки с вензелями императрицы Елизаветы Петровны.
- Заменили восемь деревянных капителей, украшавших фасады с 1750-х годов, на воссозданные. Семь подлинных капители XVIII века передали в фонд исторических деталей ГМЗ «Петергоф», одна будет выставлена для осмотра в Западной Гостевой галерее.
- Воссоздали шесть дымовых труб, которые были утрачены в годы войны.
- Укрепили черные полы и выполнили полную замену паркета с применением исторических пород деревьев - дуба и тика.
- Заменил окна: их воссоздали из дуба, окрасили белым колером. В галерее петровского времени в оконных проёмах установили воссозданные по технологии XVIII века подъемные механизмы. 2
- Обновили интерьеры дворца: стенам вернули исторический цвет, отреставрировали лепку, живопись, изразцовые печи и камины. Без приятных находок не обошлось: особенно отличилась Зелёная приёмная (выше об этом рассказала).
Историческая справка:
Екатерининский корпус (тогда Каменный корпус) построен для императрицы Елизаветы Петровны архитектором Ф. Б. Растрелли (1746–1759 гг.)
Дворец предназначался для проведения торжественных обедов, балов и приёмов.
К дворцовому корпусу примыкал Деревянный жилой флигель, в комнатах которого в бытность великой княгиней проживала Екатерина II. Отсюда утром 28 июня 1762 года она отправилась в Петербург, чтобы в результате дворцового переворота стать русской императрицей.
В память об этом событии дворец получил своё название – Екатерининский корпус. По заказу виновницы торжества архитектор Джакомо Кваренги переоформил барочные покои «Каменного корпуса» в стиле строго классицизма.
При Александре I в дворцовых залах появляются ампирные росписи воинственного характера, выполненные живописцем Скотти.
В течение XIX века в Жёлтом зале устраивались приемы для девушек-выпускниц Смольного института.
После революции в «Екатерининском корпусе» был открыт музей бытового убранства дворцов XVIII–начала XIX веков.
Напоминаю, открытие обновлённого музея запланировано на 21 мая 2021г. Любители загородных резиденций, вносите в ежедневники и планируйте посещение на летний период!
- ГМЗ «Петергоф». Нижний парк
- После открытия музей будет работать ежедневно с 10:30 до 18:00 (кассы до 17.00).
- Выходной день - четверг.
- Стоимость билетов: 500 рублей (льготная - 300 рублей)
Небольшая подборка петергофских интересностей:
Петергоф. Парк Сергиевка
Петергоф. Вдоль фонтанного водовода
Другие статьи моего канала доступны здесь. Буду рада новым подписчикам)))