Когда человек проходит через что-то трудное - и становится от этого сильнее и мудрее - это и принято называть "школой жизни".
Человек через это действительно мужает, растёт. Вопреки всем обстоятельствам.
У меня тоже такие "школы" были. Например, 2 недели работы вожатым в детском лагере реально показались мне 2 годами. Потому что я никогда до этого не работал с детьми в режиме 24 часа в сутки. По неопытности ошибок наделал, оказался между двух огней - и от детей сильно уставал, и от некоторых коллег тоже. Чуть было веру в себя не потерял.
Зато потом, чтобы вернуть самоуважение, я очень интенсивно над собой работал - как никогда, наверное. Одновременно и читал много, и над сочинением работал, и песни усиленно репетировал, и спортом занимался с утроенной нагрузкой. В еде себя специально ограничивал. И вырвался, распрямился. Чувствовал состояние небывалого счастья, полёта, внутренней свободы и лёгкости.
Только... спроси меня сейчас, хотел бы я повторить такой интенсив - скорее всего, нет. Не захочу. Предпочту двигаться без резкостей, без сильной амплитуды. Теперь уже я знаю, что достигать и побеждать можно без встрясок, опыт и зрелость позволяют.
И школа, где я был учителем, тоже была для меня жизненной школой. Не будь этих лет, нипочём бы я не стал детским автором: поэтом, композитором, сценаристом, ведущим мероприятий. И опять-таки: школа меня закалила, ведь мог бы я там остаться и продолжать учительствовать. совмещая с творчеством? Тем более, мужчин в школах не хватает, и историю я, наконец-то, сам начал понимать и любить...
Да вот нет. Уроки свои я в школе прошёл - и усвоил в том числе, что моя природа другая. Я человек ответственный, дисциплинированный, - но пусть лучше эти качества я проявлю там, где действительно меня никто не заменит. Моя природа - быть автором, то есть работать преимущественно в одиночку; работать регулярно и целенаправленно, но при этом несколько спонтанно, зигзагообразно, по своей логике. Чего в школе мне бы не позволили. И работать после работы не хочу. И не хочу, чтобы мне вменялось в обязанность вдохновлять, ругаться, заставлять и общаться. Это больше всё-таки для экстравертов подходит, а я интроверт, что плохо для педагогики, но для творчества в самый раз.
И ещё у меня другие школы были. И "духовная среда" (неоязычество, пропади оно пропадом), и волонтёрство, и семья моя первая. Где-то меня совсем не считали за человека, где-то относились более уважительно - важно, что я везде старался набираться ума-разума и приносить пользу. Я там всё равно рос, школы даром не прошли. Только... школа она почему ещё школа - потому что имеет срок. И надо увидеть этот момент, когда надо говорить "до свидания" и идти дальше. Используя опыт и знания, которые ты не украл, а добыл честным трудом. Тем более, что пока ты в школе был, ты для неё тоже старался, и память о тебе всё равно останется.
Просто к тому, что было, уже не хочется возвращаться. И к похожему тоже. Это и есть лучшая благодарность школе - то, что ты там всё усвоил, всё прошёл, и больше никогда туда не придёшь. Потому что идёшь вперёд и вверх. Знания – настоящие – это всегда вперёд и вверх…
__________________
Об авторе: