Шильдик электродвигателя — это специальная табличка, на которой указаны технические характеристики двигателя.
В данной статье рассмотрим обозначения, указанные на шильдике асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Конечно же, желательно знать расшифровку всех обозначений, но я расскажу лишь о тех, которые лично мне нужны были на практике.
1) Тип двигателя и заводской номер
В маркировке двигателя указывается технологическая информация. Честно говоря, лично я особо не заморачивался с типом. Обычно, я его указывал в протоколах по испытанию электродвигателей. Я думаю, что на практике тип двигателя может пригодиться, если вдруг шильдик не читаемый, но тип известен. По типу можно будет узнать, например через интернет, все технические параметры движка.
Заводской номер я также вносил в протоколы испытаний.
2) Номинальное напряжение
Зная величину номинального напряжения, мы понимаем, в какой сети может работать двигатель. Часто на шильдике указывают два напряжения 220/380V.
3) Соединение обмоток
Для правильного подключения двигателя, на шильдике указывают схемы соединения обмоток. В нашем случае соединение треугольником для сети 220V, соединение звездой для сети 380V.
4) Номинальная мощность и ток
Значения, которые нужны для выбора питающего кабеля при проектировании. Также по данным параметрам выбирается вся коммутационная и защитная аппаратура: автоматические выключатели, пускатели/контакторы, устройства плавного пуска, частотные преобразователи.
Зная номинальный ток, можно примерно посчитать пусковой ток двигателя. На шильдиках некоторых двигателей указывается и пусковой ток.
5) Количество фаз и частота
На производстве сеть трёхфазная, двигатели трёхфазные, поэтому и на шильдике указана цифра 3Ф. Также частота напряжения в нашей сети равна 50Гц. Если на двигателе указано такое значение, значит он нам подходит.
Многие двигатели могут работать как в сети 50Гц, так и в сети 60Гц. На таких двигателях указаны параметры для обоих частот.
Насколько мне известно, в США частота напряжения в сети 60Гц.
6) cosφ (косинус фи)
Честно говоря, значение косинуса фи мне необходимо было для частотных преобразователей. Когда на частотниках делаешь первоначальную настройку, то необходимо внести все номинальные данные двигателя, в том числе и косинус фи.
7) Частота вращения об/мин (количество оборотов в минуту)
Значение номинальных оборотов я также вносил при настройке частотников.
На шильдике указывают также и другую информацию, например, КПД, степень защиты и т.д.
Если что-то упустил, напишите об этом в комментариях.