Заметка об участии в большом мероприятии молодёжного историко-краеведческого общества "Белый Ворон" на правах гостя-разведчика. Продолжение первой части https://zen.yandex.ru/media/id/6016eb4e8f9fe008e4907cfc/avtoveloprobeg-pivko-2021-den-1-609c309a7e2ff42cbf84e63a
Утро начинается не с кофе, а с моего жуткого храпа, который выгоняет в 6 утра из палатки всех остальных её обитателей. Я, потягиваясь, встаю часов в 8 утра, недоумевая, почему остальные не выспались. Бард, он же командир "Белого Ворона", Андрей Васильевич, злобно тренькает на гитаре.
Пока суть до дело, вспомнили, что ещё с позавчера на дереве висит пакет с курицей, которую надо срочно приготовить, пока в ней не завелась новая жизнь. В итоге, решено было сделать шурпу.
Часов в районе 11 группа сворачивает лагерь. Они поедут в Знаменск, мне же ехать в противоположном направлении, на Полесск. Попрощавшись, выдвигаюсь в дорогу. Если вчера я проехал примерно 75 километров, то сегодня ожидается в районе 90.
У парк-отеля "Дейма" сворачиваю на грунты, где около полутора лет назад я уже катал с ребятами из "ВелоЗапада". Дорога петляет по лесу, растущему на возвышенности вдоль реки Деймы. Судя по плакатам, здесь проходит экотропа "Сквозь листву", открывающая нечасто забредающим сюда туристам красоты Гвардейского района.
На одном из перекрёстков дорога упирается в высокую обваловку - это так называемые шведские валы, построенные в XVII веке во время Тридцатилетней войны вторгшимися сюда шведами.
Если повернуть налево, дорога спускается вниз, в долину Деймы, поросшую осинами и затянутую в открытых местах заливными лугами. Здесь была танковая переправа, где техника 1 танкового корпуса генерала Буткова форсировала реку Дайме и вышла в тыл немецким частям, оборонявшим в январе 1945 Лабиау (Полесск).
Поднявшись на главную дорогу, продолжаю двигаться в сторону Саранского. В одном месте дорогу пересекает широченная просека под газопровод. Газопровод тянется через всю область, ныряя под реки, проходя по лесам просеками и уходит в Литву в Краснознаменском районе.
Ещё несколько километров петляний по лесу и я выезжаю в Саранское. Впервые поселение Ловке упоминается в середине XIII века как плацдарм Ордена для наступления на Надровию. В 1327 году укрепление было перестроено в камне и стало полноценным замком. Позднее, когда надобность в подобных укреплениях отпала, сооружение использовалось и как охотничий дом, и как имение. В конце XIX века замок стал собственностью семьи Биберштайнов, чьи представители уже сильно позже, при Гитлере, сделали это место оплотом антифашизма (пока не поплатились за это тюремными сроками). В послевоенные годы в здании замка появилась школа посёлка Саранское, что находится здесь и поныне.
Недалеко от этого места находится небольшой сквер с кирхой-домом культуры (в очень плохом состоянии) и захоронением советских воинов, погибших в этих местах в Великую Отечественную войну.
Качу дальше по ветру ровным асфальтом. В Шолохово грунт так и манит свернуть на него, уводя куда-то вдоль железнодорожных путей. И не зря манит - впереди разводной мост через Дейму, по конструкции напоминающий Двухъярусный мост в Калининграде. К сожалению, проехать по нему нельзя, мост охраняется.
Пересекать Дейму пришлось по-старинке, по Орлиному мосту в Полесске. Этот тоже разводной, но иной, более традиционной конструкции.
По Полесску катать сегодня не планирую, вместо этого, опять же, по ветру жму в Заливино на знаменитый маяк. Маяк в посёлке Риндерорт был построен в 1868 году, изначально с деревянной башней, позже перестроенный полностью в камень. Сегодня маяк не действующий.
В 90-е годы несколько человек в складчину купили этот маяк, да делать на нём ничего толком не стали. В итоге, он превратился в разрушенную хибару на берегу. Наконец, в 2020 году Музея Мирового океана удалось выкупить его и начать на нём восстановительные работы. Сегодня починена верхняя часть башни, подъём туда стоит 150 рублей.
На стене висит схема размещения маяков по заливу и мест, куда судам вход воспрещён.
За маяком виднеются камни небольшого мола, защищавшего берег от волн.
Рядом стоит сигнальная вышка для рыбаков, выходящих в залив. Такие вышки были страховкой от переменчивой погоды Куршского и Вислинского заливов, в те времена, когда радиостанции были хайтекским хайтеком. На башне сохранился флюгер и ступеньки лестницы, ведущей к верхней рее с блоками для подъёма цветных флагов.
Неподалёку на территории частного дома стоит памятник рыбаку - типичному жителю таких прибрежных посёлков.
Свернув на одну из улиц, можно выехать в крохотную бухточку с рыбацкими лодками.
А вот обратная дорога на шоссе была совсем не из лёгких - сильный встречный ветер в поле по-настоящему лютовал и эти несколько километров дались очень медленно и тяжело.
По пути встретилось небольшое ранчо.
Выезжаю в Тургенево, где стоит кирха. Кирха посёлка Гросс-Легиттен (Тургенево) была построена аж в XIII веке, правда, частями - неф и колокольня моложе хоров лет так на 150.
Где-то у стен этой кирхи находится могила племянницы Наполеона, баронесса Дженни фон Гутштадт. Крест с могилы унесли перестроечные металлисты.
Также, на стене кирхи есть барельеф в честь погибших в годы Первой Мировой войны жителей посёлка. Без головы...
Время поджимает и надо двигать быстрее. Ветер более-менее боковой и уже сильно не мешает (или это мышцы уже привыкли). За Славянским сворачиваю на "велодорогу", по диагонали уходящую через Заречье на Заозёрье в Калининград. "Велодорога" потому, что через неё часто прокладывают маршруты те же любители бреветов за не слишком интенсивное движение машин и живописность.
В Заречье нельзя проехать мимо руин замка Каймен. Поселение Кайме упоминается ещё в 1255 году как поселение, сдавшееся без боя войсками Оттокара II, организовавшего крестовый поход по этому региона. В начале XIV века укрепление стало каменным замком, как и многие подобные сооружения. Причина - угроза со стороны литовцев, которые, в отличие от пруссов, очень резво брали деревянные укрепления. Замку Каймен каменные стены не всегда помогали - литовцы брали его дважды, а в 1525 году его взяли восставшие крестьяне. Позже замок перешёл в собственность государства, меняя разных арендаторов. В годы Второй Мировой войны сильно не пострадал, но из-за неумелой эксплуатации сооружения местным колхозом стал быстро ветшать и разбираться на кирпич/камень. Сегодня это фрагменты стен и небольшой подвал.
Тут же, в Заречье, стоит бесхозный ДК, который, хотя бы, огородили от нашествий подростков с пивом и бичей.
Надо перекусить и гнать дальше. Цель не близкая, но, благо, дорога хорошая и тушка вошла в режим автопилота (усталость перестала чувствоваться). Так бы и летел до самого Калининграда, но в Заозёрье внимание привлёк характерный холм. На поселковом кладбище находится одно из укреплений времён Первой мировой войны - полевая казарма-убежище. Линия эта тянулась от Пальмбурга (Прибрежное) до самого Кранца (Зеленоградск).
Вот и Калининград. Теперь надо просто доехать до дома и снова превратиться в домашнего человека. Автопробежцы тоже сейчас на финише, разъезжаясь по домам после экскурсии по заброшенной психбольнице - зенитному ракетному полку. Ещё один день в копилку впечатлений.