Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (К Евреям 11:1)
После перерыва мы продолжаем говорить об основах христианской веры. В предыдущих статьях мы говорили о наших отношениях с нашим Небесным Отцом. И основой этих отношений является наша вера. Поэтому давайте теперь поговорим о том, что такое вера и как она действует. Возможно, Вы много слышали проповедей на эту тему, но всегда полезно время от времени возвращаться к основам и получать более ясное и свежее понимание простых истин. И одной из основ является откровение о том, что есть вера и как она работает. Конечно, мы можем оставаться верующими, не понимая, что такое вера. Но невежество никогда не приносило пользу. Да, есть другая крайность, о которой говорил Апостол Павел: знания могут надмевать. Но это не значит, что нам не нужны знания (иначе и сам Апостол Павел не написал бы столько Посланий). Это значит, что нам нужно практиковать те знания, которые мы получаем, а не показывать кому-то, что мы что-то знаем и понимаем. Когда мы имеем практическое понимание Божьего Слова, оно приносит изменение и пользу нам и окружающим нас людям.
Есть много разных представлений и учений о том, что такое вера. Но лучше всего обратиться к тому, что Писание говорит о вере. В Послании к Евреям 11:1 даётся простое, но достаточно ёмкое, определение. И сегодня я хотел бы остановиться на второй фразе: уверенность в невидимом. Такая уверенность имеет глубокие корни в той сфере, которая почти недоступна для нашего обычного логического мышления и наших чувств. Именно поэтому для неверующих, вера может казаться глупой, нелогичной и необъяснимой.
Чаще всего веру путают с умственным согласием (или умственной верой) и иногда с эмоциональными переживаниями. "Умственная" вера основана на знаниях, предположених или на умозаключениях. Кто-то верит в инопланетян, кто-то во всемирный заговор, кто-то в разных богов. И если спросить человека, почему он верит в то или иное, то он будет приводить разного рода аргументы и доказательства. Со временем такая вера может изменяться в зависимости от различных обстоятельств (то есть аргументы и доказательства изменились). К сожалению, вера некоторых христиан (или тех, кто так себя называет) тоже является не более чем умственным согласием. И потом люди удивляются, как какой-нибудь служитель или обычный верующий, разочаровавшись в вере, становится атеистом или переходит, как говорят, в другую веру.
Вера в уме может быть очень горячей и даже фанатичной. В истории есть много примеров того, как люди, веря в какую-то идею или великого вождя, готовы были идти на смерть. Можно, конечно, сказать, что у таких людей, преданных до смерти своей вере, есть вера в сердце, так как она глубоко проникла в их души. Но главный вопрос в том, откуда эта вера пришла?
Когда мы говорим о вере в Бога, в Иисуса Христа, о вере в Библию, мы, прежде всего, должны понимать, что эта вера основана на соприкосновении с реальностью Бога. Мы видим в Писании, что все герои веры, о которых написано в Послании к Евреям в 11 главе, действовали в вере, благодаря откровению, которое они разными путями получили от Бога. В Новом Завете мы видим тот же принцип. Бог открывал Себя через Иисуса Христа, и потом сверхъестественно Духом Святым проявлял Себя через Свою Церковь, и через это вера в Иисуса утверждалась (и утверждается до сих пор) в сердцах людей.
Сам Господь сказал Апостолу Петру об этом так:
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. (От Матфея 16:17)
В истории Церкви есть немало примеров, когда люди, в том числе учёные, приходили к вере в Бога благодаря размышлениям и умозаключениям. Однако, когда наш разум признаёт реальность Бога, потом мы можем или утвреждать веру в своём сердце, принимая откровение от Отца, или остаться на уровне умственного согласия. То есть станет для нас уверенностью в невидимом, то во что мы поверили (через проповедь Евангелия, духовные переживания или размышления), зависит от того, что мы будем делать с тем, что мы приняли своим умом и пережили.
К сожалению, у многих христиан есть представление о вере, как о чём-то абстрактном и недоступном. Недавно прочитал один пост, где верующая делилась своими сомнениями в том, есть у неё вера или нет. Она связывала состояние своей веры со своими настроениями, мыслями и переживаниями. Дело в том, что вера - это не какое-то шестое чувство, или какое-то эмоциональное состояние, которое, подобно влюбленности, то приходит, то уходит, и его никак нельзя контролировать. Мы сами определяем, во что и как мы будем верить.
Да, наша вера в каком-то смысле зависит от Бога, так как Он и Его Слово является объектом и источником нашей веры. Но через всё Писание мы можем видеть, что вера - это наш ответ на то, что говорит и делает Бог. Если мы прочитаем всю 11-ую главу Послания к Евреям, мы увидим, что все люди упомянутые в этой главе, не сами что-то пытались сделать, но реагировали на то, что Бог говорил и показывал им. И поэтому Он действовал в их жизни. И, напротив, те, кто не верили Божьим словам и чудесам, имели плохие последствия.
Что нам, прежде всего, нужно знать о вере? Что вера - это уверенность в Боге и в Его слове, которая приходит, когда мы каким-то образом положительно реагируем на откровение, проявление Бога в нашей жизни.
Поэтому давайте не будем абстрагировать веру. Пока мы думаем о ней, как о чём-то абстрактном и независимом от нас предмете, мы всё время будем сомневаться. Если же мы осознаем, что вера - это, прежде всего, наш выбор, наш ответ Богу, то мы сможем в ней утверждаться и развивать её.