Домашнее задание. Его стоит обсудить отдельно. У домашнего задания несколько функций. Первая – это распространение последействия лагеря на внелагерный период жизни. Домашнее задание помогает ребятам не выключиться полностью из лагерной жизни, сохранить некую «ауру» лагерной атмосферы.
Но это даже не главное. Главная задача – работа на цель «познай самого себя». Задания стимулируют самопознание, выводят ребят на уровень философского осмысления жизни.
Некоторые из них связаны с текущей жизнью лагеря. Например, по итогам каждой прошедшей недели дается традиционное задание «Итоги недели», где анализируется продвижение по трем целям. По итогам всего лагеря дается задание «Что я думаю о лагере друзей?». Иногда задания даются в последействие некоторых дней или тем лагеря. Например, по итогам педагогической темы можно дать домашнее задание «Что я думаю о профессии учителя?», «Если бы я был(а) учителем…», «Как я был вожатым…»
Часть заданий актуализируют тему дружбы, они направлены на осмысление личностного воздействия ее законов и отдельных аспектов:
- «С чего начинается дружба?», «Как во мне работают пять (шесть) законов дружбы?», «Что значит быть настоящим другом?», «Как я терял(а) друзей…», «Отчего умирает дружба?».
Часть заданий направлены на более глубокое осмысление различных аспектов жизни лагеря:
- «Что я думаю о палубе общения?», «Что я думаю о «Солнышке»?», «Что я думаю о штрафных баллах?», «Что я думаю об организаторах лагеря?», «В лагере меня удивляет…», «Самые необычные люди лагеря»
Однако большинство тем все-таки непосредственно не связаны с текущей жизнью лагеря, и в этом даже есть своя изюминка. Это как бы выход на «большую жизнь», в поле потенциальных возможностей личности, и сами фантазии и предположения на эту тему имеют большое познавательное и даже терапевтическое значение.
Вот примеры таких заданий с игровым подтекстом:
- «Я через 10 лет», «Брачное объявление», «Мои будущие дети», «Сколько жизней я проживаю?», «Письмо на деревню дедушке…», «Если бы у меня была волшебная палочка…», «Приметы преступника», «Надпись на памятнике (Эпитафия)»
Часть заданий кажутся просто информативными, но за этой информацией скрываются очень важные особенности характера и личности:
- «Мои любимые игрушки», «Когда я был маленьким…», «Мое любимое животное», «Мои родители иногда…», «Я хотел бы быть похожим на…».
И, наконец, основной массив домашних заданий непосредственно направлен на самопознание:
- «Что я думаю о себе?», «Чем я отличаюсь от других?», «Кто я такой (такая)?», «Люди думают обо мне..., а на самом деле я…», «Мне в себе нравится (не нравится)…», «Я люблю (не люблю), когда…», «Труднее всего мне…», «Я не умею, но очень хочу научиться…», «Мне бывает очень плохо, когда…», Я хочу (не хочу) поскорее стать взрослым, потому что…», «Я грущу, когда…», «Любовь для меня – это…», « Я горжусь тем…», «Я мечтаю о…», «Мне трудно понять…», «Мне нравится (не нравится) в мальчиках (девочках)…».
Педагогический материал, содержащийся в домашних заданиях, накопленный за многие годы работы настолько богат, что сам по себе заслуживает отдельной книги. Надеюсь, что когда-нибудь я ее напишу. А пока, поскольку в нашей книге мы имеем предметом исследования дружбу, давайте сделаем небольшой экскурс в домашние задания, связанные с логикой ее развития.
«С чего начинается дружба?» - первое задание в этом ключе. Мы с Вами уже разбирали, коллеги, что дружба по своей структуре и этапам развития (дружба = принятие + общение + деятельность) начинается с «принятия» другого человека или группы лиц, включения их в духовно-ценностную составляющую своей личности. А что думают по этому поводу ребята?
«Мне кажется, что дружба начинается с понимания. Если человек другого человека не поймет, то этот человек может стать даже врагом». Галя.
«Я считаю, что дружба начинается в первую очередь от доброты, которая находится и исходит от человека. Ведь доброта – это самое главное, на что нужно обращать внимание в человеке». Катя.
«Дружба, наверное, начинается с желания познакомиться. Если человек не хочет подружиться, то никакая дружба не получится, а если у двух или больше людей есть желание познакомиться, то все получится». Вова.
«Не зря в песне поется, что дружба начинается с улыбки. Я тоже думаю, что дружба начинается с улыбки, с приветливого и ласкового взгляда, с добрых слов». Ира.
В общем, все укладывается в контекст «принятия». Тогда, если следующий этап дружбы – общение, посмотрим на домашние задания по теме «Как я общаюсь?». Мы уже говорили об этом, когда рассматривали закон общения, но есть возможность обратить внимание на характерные стилевые особенности общения у различных ребят:
«Во время общения у меня получается развивать мысль дальше, поддерживать разговор мимикой и жестами». Женя.
«Я стараюсь при общении задавать интересные вопросы. Но иногда у меня это не получается». Ярослав.
«Когда я думаю одно, а другой думает другое, то если у меня вернее мое предложение, то я спорю, а если у другого, то соглашаюсь». Вова.
«В своем знакомом обществе мне рот не закрыть, а в еще не знакомом я тоже говорю много, но не так». Наташа.
«Я пытаюсь начинать общий разговор с общей темы, которая объединяет нас с человеком. Чем ближе я его узнаю, тем на разные или касающиеся только нас темы мы начинаем общаться». Катя.
«Когда общаешься, то не надо говорить всяких глупостей. Нужно вести себя так, как ты ведешь себя обычно». Лиза.
«Я понял, что общаться – это как бы раскрывать внутренний мир человека». Саша.
Следующий этап дружбы – деятельность – представлен в домашнем задании: «Как во мне работают пять (шесть) законов дружбы?». В комментарии к заданию в плане самопознания я предлагал постараться выделить хорошо работающие законы и «западающие». Ответы ребят мы уже рассматривали в разделе «Законы дружбы».
Теперь в логике развития дружбы следует сравнить реальное положение дел с некими идеальными образцами. Если идеал – это «настоящий друг», чьи качества уже выработаны в ходе дискуссий и вполне конкретно представляются ребятами, то уместно дать домашнее задание: «Чего мне не хватает до настоящего друга?»
«У каждого человека, на мой взгляд, есть свой друг, и он считает его настоящим другом. Но мне кажется, что настоящий друг должен помогать не только своему другу, но и всему коллективу. И должен помогать не ради закона дела, а от души, не должен обидеть ни одного из них. Но мне как раз этого и не хватает. Я стараюсь, но не получается».Галя.
«До настоящего друга мне не хватает понимания. Я не всегда понимаю других людей. Мне кажется, что на это влияет мой невыносимый характер. Со мной сдружиться не так уж и легко». Катя.
«Я даже не знаю, что мне не хватает до настоящего друга. Может, я для себя его найти просто не могу». Катя.
«Когда мы играли в игру, где тонул корабль, и все спасались на шлюпках, я спрыгнула первой. Но я не знаю, как бы я поступила, если бы это происходило на самом деле, поэтому я считаю, что до настоящего друга мне далеко». Люда.
В одной из смен мы работали вместе с моим старым другом и соратником – Еленой Александровной. И мне неожиданно пришло в голову дать ребятам задание: «Являются ли А.И. и Е.А. настоящими друзьями?» Было интересно посмотреть, какой пример подают наши дружеские отношения, как они отпечатываются в сознании ребят, являются ли для них неким идеальным образцом, на который можно равняться. Вот некоторые ответы:
«Назвать друзьями А.И. и Е.А. я могу. Поскольку, если бы они не были друзьями, тогда бы не было и лагеря. А если бы и был, то постоянно была возня, шум, гам. Александр Иванович говорил одно, а Елена Александровна другое». Стас.
«…плохого у них нету ничего, но раз надо написать искренно и от души, то я напишу честно, что мне иногда бывает обидно, когда на палубе общения они не хотят выйти в середину и рассказать свою проблему. Назвать настоящими друзьями их конечно же не можно, а нужно. Я так думаю, потому, что они никогда никого не оставят в беде, и они всегда говорят с лаской и душой, особенно Е.А.» Ира.
«Александр Иванович всегда смешной, веселый, собранный, а Елена Александровна тоже очень хорошая, но лучше понимает людей. Мне кажется, их можно назвать настоящими друзьями, потому что они всегда выручат друг друга, поддержат в трудную минуту и главное – они понимают друг друга». Лена.
«Они оба добрые, понимающие, любящие детей, всегда помогают, чем смогут. Их поэтому обоих можно назвать настоящими друзьями. Только людей с такими качествами можно назвать настоящими друзьями».
Казалось бы, можно почивать на лаврах, но вот еще пара цитат:
«Главное отличие Александра Ивановича и Елены Александровны в том, что Елена А. – открытый человек, а Александр И. – приоткрытый (то есть, не так понятен, как Елена А.) Поскольку я вас не очень хорошо знаю и понимаю, мне кажется, что почти во всем остальном вы похожи.
Так как «друг познается в беде», а я не видела такой ситуации у вас (может, она у вас и была, я не знаю), поэтому не могу сказать, настоящие вы друзья или нет. Здесь, в лагере друзей, вы наши взрослые друзья. В этом лагере, можно сказать, я не ощущаю, что вы учителя». Оля.
«Я считаю, что А.И. и Е.А. назвать друзьями можно. Но мне кажется, что настоящими друзьями их назвать нельзя. Почему – не знаю, но мне так кажется. Пожалуйста, не обижайтесь». Лиза.
Ну, и в конце рассмотрения логики развития дружбы закономерно следующее домашнее задание: «Отчего умирает дружба?» Судя по тому, что я читал о дружбе, этот вопрос в теоретическом плане в педагогической науке даже не ставился. Поэтому тем интереснее и важнее исследовать его на практике, найти ответ на этот вопрос в работах участников лагеря друзей, которые, разумеется, исходят из своего личного опыта.
«Дружба может умереть из-за предательства, из-за «длинного языка» и, чаще, из-за какой-либо мелочи». Стас.
«Мне кажется, что дружба – это самое главное, что должно быть у человека.… Но дружба может умереть из-за лжи, зависти, лицемерия, предательства». Настя.
«Дружба может умереть из-за любой мелочи: недопонимания, лжи, неоткрытости, выдачи тайны. Из-за того, что друг не помог в трудную минуту». Илья.
«Дружба может умереть из-за любого пустяка, в котором два человека перестают понимать друг друга». Юля.
«Дружба может умереть из-за любви или из-за нового друга». Женя.
«Умереть дружба может из-за того, что люди, которые дружат, вечно ссорятся, сваливают друг на друга вину за какой-либо поступок. А самое главное, из-за того, что нет доверия и понимания». Света.
«Дружба может умереть оттого, что один человек предаст другого, или один может, например, поговорить с его врагом, и тот может подумать, что он специально говорит с ним. Я лично считаю, что из-за чего-либо настоящая дружба не пройдет». Аня.
Немного настораживает и является слегка непонятным, какой психологический феномен скрывается за гибелью дружбы «из-за пустяка», как довольно часто встречающаяся причина смерти дружбы. Видимо, все-таки, что за «пустяком» скрывается не пустяк, а серьезные психологические или духовные противоречия, приводящие сначала к надлому дружбы, а затем и к окончательному разрыву. А «пустяк» - это, скорее всего, повод или внешнее проявление глубинных личностных расхождений.
Обратили внимание, коллеги, на возможность смерти дружбы «из-за любви». Вот еще одна цитата по этому поводу:
«Дружба отличается от любви тем, что это поверхностное чувство, а любовь – это очень глубокое чувство. Потому что любовь чувствуется сердцем, и если она проходит, сердце раскалывается, а если потеряешь друга, то остается только горечь потери». Аня.
Тезис о поверхностности дружбы, конечно, спорный, но интересна сама попытка соотнести эти ключевые феномены межличностных отношений. Мы еще вернемся к этому в третьей части книги.
А пока в завершении темы домашних заданий о дружбе приведу полностью настоящий трактат о дружбе, в котором в той или иной степени затронуты большинство из рассмотренных нами вопросов:
«По моему мнению, дружить – это значит быть с другом одним целым, ничего от него не скрывать, а даже наоборот – все доверять. Все свое свободное время отдавать своему другу, делить с ним и горести, и радости – вот что значит дружить. Но дружба – это середина отношений между двумя людьми. На ступени ниже стоит приятельская дружба. Она не очень крепка, и не всегда приятелю можно довериться. На ступени выше дружбы стоит влюбленность. Здесь двух людей связывает нечто большее, чем общие интересы и доверенные друг другу секреты. Я думаю, влюбленность отличается от приятельской дружбы тем, что приятели быстро меняются, а влюбленность – это чувство свыше, от которого не так-то просто избавиться.
Есть еще также настоящая дружба. Это когда настоящий друг всегда с тобой и в беде не бросит. С ним всегда поделишься своими несчастьями и успехами, и друг поймет и оценит это.
Но дружба очень хрупкая. И это нужно помнить всегда. Дружба может умереть из-за лжи и обмана, из-за скрытности и неискренности. И самое опасное для дружбы – это предательство. Чаще всего дружба умирает именно из-за предательства. Поэтому дружбу нужно беречь». Люда.
Если для «огонька» еще предстоят поиски главного «стимулятора», то для домашних заданий почти «чудодейственное» средство уже найдено. Таким активизирующим и стимулирующим приемом стало чтение домашних заданий на палубе общения сразу после разминки. Обычно зачитывается семь домашних заданий, но не всегда. Когда домашних заданий не очень много или они очень интересны, читаются все Д.З. – «по просьбам трудящихся».
Техника этой процедуры такова. Ведущий садится на место штурвального, держа в руке пачку домашних заданий и, «не глядя», вытаскивает их по одному для чтения. «Не глядя» я не зря забрал кавычками, так как я всегда стараюсь просмотреть домашние задания предварительно и отложить несколько самых интересных из них в верхнюю часть стопки. Так вот, прочитав очередное домашнее задание, ведущий предлагает участникам отгадать авторство. Ребята предлагают свои варианты. После этого ведущий спрашивает: «Автор хочет открыться?» И здесь уж воля автора – открываться или нет. Практика показывает, что, если вначале еще бывают комплексы и зажимы по этому поводу, то постепенно желающих, чтобы их Д.З. были прочитаны на палубе, становится все больше, как и признаний в своем авторстве.
Более того, многие и пишут свои домашние задания во многом в расчете на то, что они будут прочитаны и расстраиваются, если они не попадают в число семерых «зачитанных» авторов. Иногда возникает нечто похожее на заочное соперничество за самое интересное домашнее задание. Бывает так, что задания настолько интересны, что сами ребята просят продолжить чтение Д.З. до десяти, а то и всех, как я уже говорил. Но я это делаю неохотно, потому что может нарушиться структура палубы.
Иногда я применяю дополнительные активизирующие приемы – выделение и награждение автора самого интересного домашнего задания и человека, угадавшего наибольшее количество авторов.
Но вернемся к «огоньку». После дачи Д.З. он заканчивается и остается только закрыть день.
Закрытие дня. Ребята снова становится в орлятский круг и вместе произносят следующие слова:
«День пролетел в нашей «Звездочке» птицей,
Но огонек дружбы пусть сохранится,
«Солнышку» с нами погаснуть нельзя,
Скажем друг другу: «До завтра, друзья!»
На этом очередной день лагерной смены считается законченным. Ребята снимают свои эмблемы, рисуют на них новые звездочки и складывают в специальную коробочку. После ухода всех лагерников старые дежурные последний раз проследят за порядком в помещении, заберут особо ценные реквизиты (магнитофон, журнал, документы дня («ДЗ», «засветки») и закроют зал.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь