1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013
№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ), согласно которому аттестация рабочих мест была заменена на специальную оценку условий труда.
Специальная оценка условий труда – это комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда проводится не реже одного раза
в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом№ 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня проведения аттестация рабочих мест либо утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
На основании ст. 5 Федерального закона № 426-ФЗ регламентированы права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
В силу ч. 1 указанной статьи работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями
по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда
на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 26Федерального закона
№ 426-ФЗ.
Статьей 26 Федерального закона № 426-ФЗ установлен порядок обжалования результатов проведения специальной оценки условий труда
на рабочем месте в досудебном и судебном порядке.
Досудебный порядок осуществляется путем написания обращения либо жалобы в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости – Государственную инспекцию труда.
По результатам рассмотрения обращения Государственной инспекцией труда будет проведена проверка изложенных фактов
и дана правовая оценка сложившейся ситуации.
Судебный порядок регламентирован ч. 2 ст. 26 Федерального закона
№ 426-ФЗ, на основании которой работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке путем написания соответствующего искового заявления.
Дополнительно сообщаем, что ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрена экспертиза качества специальной оценки условий труда.
На основании данной статьи работники организации, которые
не согласны с проведённой специальной оценкой условий труда на их рабочем месте, вправе обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта – министерство труда и социальной защиты населения с соответствующим заявлением.
В ходе рассмотрении заявления министерство труда и социальной защиты населения проведет экспертизу качества специальной оценки условий труда, вынесет соответствующее решение
и разъяснит порядок его обжалования. В случае несогласия с решением заявитель вправе его обжаловать в судебном порядке.