Найти тему
Подробно обо всём

Протестантизм -- прогрессивное течение в христианстве или как продукт эпохи Ренессанса.

Протестантизм -- третье ответвление в христианстве, занимает второе место по количеству приверженцев - около 900 млн человек. Само по себе ответвление не однородно, а состоит более чем из 1,5 тыс подвидов не похожих по обрядом и устройству друг на друга. В основном его исповедуют в Германии, США, Бразилии, Великобритании, Австралии, Дании, ДРК, Кении, Зимбабве, Исландии и во множестве других странах.

Немного истории:

Появлению данного течения поспособствовали два фактора:

а) Идеи философов - гуманистов: христианское вероучение земную жизнь не рассматривало как некую ценность, а видело её как подготовку к вечной жизни. Мыслители, проповедующие идеи гуманизма, считали, что ценность заключается именно в земной человеческой жизни, человек способен с помощью разума познавать себя и окружающий его мир.

б) Острая потребность в реформах: возникло данное христианское течение в 16 веке и являлось по своей сути движением, направленным на искоренение злоупотреблений католической церкви, а в последствии изменении всего западного христианства в целом.

Как это не забавно может показаться, но появлению протестантизм обязан недовольству одного преподавателя богословия в немецком университете, на тот момент никому неизвестному.

Этим священнослужителем был Мартин Лютер из германского города Виттенберга, годы жизни которого 1483-1546 годы. Мартин Лютер осуждал выдачу католической церковью за деньги индульгенций об отпущении всех грехов . Он являлся преподавателем богословия и составил более 90 трудов, посвящённых индульгенции, после публикации которых, в 1517 году, начинается эпоха Реформации. Его революционные измышления и изречения, направленные против устоявшихся взглядов католической церкви, очень сильно не понравились папе римскому Льву Х, который назвал идеи Лютера «бредом», а самого его охарактеризовал, как «монаха, упившегося пивом». За свои дерзкие мысли, в 1521 году Мартин был отлучён от церкви. Что же такого говорил и писал немецкий преподаватель богословия?

-2
  • Лютер утверждал, что на Голгофе Иисус уже расплатился за все человеческие грехи - и за прошлые, и за будущие. Что душу человека не в силах спасти «церковные бездельники», корысть которых проявляется на каждом шагу - в момент молитв, постов, паломничества в святыни, а пышное и богатое богослужение лишь развращает душу прихожан;
  • критике подверглись церковные традиции, не соответствующие Библии: почитание мощей, паломничество, власть папы Римского, деление на духовенство и мирян;
  • в глазах бога монашеская и священническая жизнь не важнее мирской, т.к. любое дело и призвание от бога, каждый обязан выполнять начертанное ему;
  • в вопросах веры абсолютный авторитет был за Библией, выше которого никто не обладал;
  • каждый человек самостоятельно может обращаться к богу;
  • богослужение в своих церквах на немецком языке.

Желая не портить отношения и угодить папе римскому, немецкий император объявил Мартина Лютерана «вне закона», за убийство которого не могло быть наказания. Однако опальный немецкий богослов из Виттенберга имел мощных покровителей в лице правителей крупных городов, нескольких немецких князей, которые в знак солидарности с идеями Лютерана, объявили протест против притеснений Мартина, а также католической церкви и власти папы римского. Кульминацией конфликта между протестантами и католиками являлся Аугсбургский мир в 1535 году, в ходе которого католики были вынуждены признать и мириться с фактом существования протестантских церквей.

На этом конфликты между католиками и протестантами не исчерпают себя, а будут полыхать с новой силой в разное время в различных европейский странах. Но эта тема будет освещена в отдельном посте.

Отличительные черты Протестантского учения:

Руководство общинной -- приверженцы протестантизма уверены, что никто не может являться посредником между богом и человеком. Пастор - лицо, которое пользуется авторитетом общины и хорошо знающий библию. Это лицо назначается в результате выбора членов общины. Внешнее он ничем не отличается от обычных прихожан. Он не может отпускать грехи, а лишь может помочь людям в проблемах духовной жизни. При обращении к пастору, используется лишь имя/имя отчество, но никаких вспомогательных слов, подобно «святой отец», «батюшка». Пасторами также могут быть и женщины. Протестантская церковь не имеет никакого единого центра. Также не существует монашества, потому что в библии на этот счёт ничего не говорится.

Отношение к церковным источникам, к таинствам и церкви -- для протестантов центральную роль играет только библия, за ней абсолютный авторитет в вопросах веры, а все остальные источники, такие как работы святых отцов, житие святых не может иметь такой же силы, как Писание. Решения, вынесенные когда-то на Вселенских соборах, католиками и православными по поводу тех или иных представлениях о христианском учении, у протестантов не признаются вовсе. У протестантов нет сакрального отношения к таинствам как к чему-то трансцендентному, подобно католикам или православным. Скорее протестанты воспринимают таинства всего лишь как традиции и не более того. Из 7 христианских таинств у них признаются только крещение и причастие. Церковь у протестантов всего-навсего земное учреждение, которое не является «непорочным», «непогрешимым». Каждый может изучать и интерпретировать библию, а опыт церкви помогает не уйти от Христа. Душу человека может спасти не благодать священников или исполнение обрядов, не молитвы, а исключительно личная вера в бога. Здания членов протестантской общины просты и лишены изяществ. Для богослужения используют простые дома и комнаты.

Протестантское богослужение и празднования -- проповедь у протестантов скромна и проста. Для её осуществления не используются иконы, свечи, мощи святых или святая вода. Не существует заупокойных служб и молитв об умерших. Протестанты не носят крестиков. Подобно католикам или православным, протестанты не имеют такого почитания Девы Марии и святых, так как они убеждены, что подобные культы - выдумки людей. Религиозных праздников у протестантов в разы меньше и некоторые соединяются с памятными датами и нерелигиозными праздниками.

Хоть течений в протестантизме множество и порой они не похожи друг на друга, и всё-таки протестантизм - это христианское учение, простое и понятное, не содержащие в себе практически ничего лишнего. Оно лишено ненужной пышности и богатства, а её руководители не имеют особого статуса по сравнению с прихожанами. Протестантизм, пожалуй, единственное из христианских течений, которое в наши дни бурно набирает последователей в свою общину.

-3