Разбираемся в его связях с книжной и игровой сериями.
В статье присутствуют спойлеры к циклу книг «Сага о ведьмаке», сериалам «Ведьмак» и «Мандалорец».
Сериалу «Ведьмак» от Netflix практически год – он дебютировал в декабре две тысячи девятнадцатого и вызвал множество дискуссий. Особенно жаркими они были в геймерской среде русскоязычного сообщества: успех «Дикой Охоты» не мог пройти стороной, кроме того, многие фанаты уже успели прочитать серию книг и, вооружившись знаниями лора, предъявлять закономерные и не очень вопросы.
Итогом кровавой потасовки, окропившей комментарии интернет-ресурсов, стало мнение, называющее «Ведьмака» неплохим, но достаточно неоднозначным сериалом, имеющим серьезные недочеты. Не оказалось ли оно ошибочным на фоне теплого приема мировой публики, дающей крайне высокий средний балл (8.2) на IMDb? Эмоции утихли, а значит, наконец, мы можем спокойно разобраться.
Сериал знает про игры, но опирается только на книги
Мы все прекрасно понимаем, какое влияние трилогия «Ведьмака» оказала на восприятие этой вселенной. Несмотря на альтернативный и дополняющий характер мира от CD Projekt RED, от него непросто отвернуться, когда начинается история, уже не связанная с ним. Образы из «Ведьмака 3» стали достоянием поп-культуры, которую крайне тяжело переубедить. Еще тяжелее – подстроиться.
Если вы читали книжную серию после «Дикой Охоты», то наверняка заметили – Геральт другой. И дело вовсе не в русском дубляже: в игре он более веселый и разговорчивый независимо от выбираемых реплик, тогда как в оригинале от молчалив, мрачен и, надо признать, довольно неприятен из-за своего взрывного характера, не слишком любящего уступки; вечно ворчащий, обидчивый, но добрый в глубине души.
Другими, несмотря на ставшую родной версию от польской студии, являются не только Геральт, но и остальные персонажи. Какие-то в большей степени (например, взрослую Цири писали с нуля, минимально затронув ее прошлое), какие-то в меньшей (все-таки роль Лютика, как бы нам ни хотелось оригинальности, довольно типична и стереотипна, из-за чего ее нетрудно раскрыть и постоянно дополнять).
Важно понять – мир книг другой. Более темный, злой и беспросветный. В нем царит обстановка из начала «Дикой Охоты», а в политическом смысле напоминает «Убийц королей», местами откровенно списанных с книг. Прекрасным и показательным в данном случае станет квест «Королевская кровь», посвященный принцу Стеннису.
Мир «Ведьмака» – это мир всемогущих королей, безграмотных крестьян, прекрасных чародеек и ненавидимых ведьмаков, которые доживают свой век и ни на что не влияют. Разве что иногда.
Мискаста не было. По крайней мере, среди главных героев
Любимой темой для обсуждения, запущенной еще до выхода сериала, стала потенциальная непохожесть героев на книжных. Дискуссия, как это часто бывает, велась вообще по всем направлениям: персонажей одновременно сравнивали и с книжными, и с игровыми героями, впоследствии придираясь до всего, вплоть до типа телосложения. Исторической реконструкции не случилось, как не случилось ее и при выходе трилогии «Властелин Колец» и фильмов по «Гарри Поттеру». Слава богу, по ним не успели выйти популярные игры!
И тут, прежде чем приступать к более детальному разбору, хотелось бы внести ясность: сами игры очень сильно нарушали канон. После открытого финала Сапковского, не решившегося навсегда похоронить главных героев, поляки, не обладавшие к 2007 году финансами на серьезного сценариста, придумали тру-стори про путешествие Геральта с Дикой Охотой лишь для того, чтобы вернуть его на главную роль. Думается, это было не худшим решением, но его художественная ценность теряется за фактом самого возвращения настолько интересного героя.
Первая часть игровой серии, пожалуй, изобилует наибольшими неточностями и допущениями. Мы увидели дриаду Моренн, которая на самом деле не та Моренн; ради игры воскресили Профессора, которого в итоге не сделали тем самым Профессором; надругались над характером одного из ключевых персонажей будущей игровой серии Трисс Меригольд, сделав из достаточно милой и наивной молодой магички смесь из черт личности Йеннифэр и Филиппы (получилось, прямо скажем, топорно). Хорошо, что хотя бы Геральт оказался тот. В талии, в смысле жилистый. Правда, уже с двумя мечами. Стоит ли продолжать?..
Тем не менее, игры и приведенные выше фильмы не получили за это так много критики. Или получили, но настолько давно, что этого уже никто не помнит. Стоит признать, это справедливо: избыточная критика всегда отсеивается, когда с ее объектом знакомятся все больше людей со свежим взглядом. Со временем так будет и с этим сериалом. Но, конечно же, не по всем пунктам.
К главным героям действительно не может быть слишком много объективных претензий. Геральт более широк, чем нужно, Йеннифэр не поражает своей красотой наповал, но все еще выглядит очень привлекательно, а Цириллу, кажется, можно пожурить только за не совсем уверенную актерскую игру – технически с ней все идеально. Да, хотелось бы удивить некоторых особенно критически настроенных читателей – актерская игра является первостепенной в любой адаптации. И лишь она определяет, насколько образ приживется. А вовсе не мелкие неточности, связанные с внешностью.
Впрочем, это не дает права подходить к выбору актеров халатно – это тоже стоит понимать и не забывать напоминать об этом шоураннеру Лорен Шмидт Хиссрих. Человеку, надо сказать, заслуженному, приложившему свою руку к сценарию отдельных серий выдающегося «Сорвиголовы» и высокооцененной «Амбреллы». Актеры, как известно, имеют свойство меняться даже после появления на экране. По крайней мере, в некоторых случаях.
Да, несколько второстепенных актеров останутся в памяти со знаком минус. Сложно сказать, был ли их выбор намеренным отступлением от канона или в нем не видели чего-то настолько существенного и бросающегося в глаза для американского зрителя, но мы заметили. Об этих персонажах, равно как и о сценах, сопутствующих им, мы поговорим ниже. Чтобы не быть голословными, одна из них – Мими Дивени, сыгравшая Фрингилью Виго.
Вильгефорц из Роггевеена также мог не понравиться из-за не слишком благородных черт и неизвестно откуда взявшейся восточной ассасиновости. Как бы ни странно это звучало, вне рамок представления о классической мужской красоте и некой аристократичности (в основном, приписываемой британцам), в сериале он показан полностью каноничным персонажем. Несмотря на будущий статус, вероятно, сильнейшего чародея на Континенте, Вильцефорц действительно был поразительным по виртуозности мечником, способным, помимо прочего, сражаться на равных с самим Геральтом. Прическа, учтивый и мягкий тон также соответствуют тому, что рассказано в книгах. То, как он близок к Тиссае и радеет за судьбу Севера, по-настоящему пугает – это непросто видеть вживую. Махеш Джаду оказался крайне харизматичным актером и, поверьте, когда все завертится, своим безумием и отыгрышем он ввергнет вас в шок.
Так же, как и многие другие, новая Трисс Меригольд стала очень непривычной для первого взгляда. Строить свое мнение о персонаже на основании глупого мема из неудачного стоп-кадра – дело некрасивое и недостойное, однако следует заметить, что критика возникла не на пустом месте. Трисс схожа с оригинальным прототипом по фактическим данным (ей даже шрам сделали!), при этом по характеру ее показали более мудрой и взрослой, чем она должна быть. Все усугубили излишне строгими нарядами и странной, делающей актрису старше, кучерявой прической, придающей объем и роскошь. Вы тоже подумали о том, что прямые волосы и более светлое одеяние сделали бы ее образ лучше? На деле мы имеем ситуацию, в которой Трисс из младшей «сестрички» Йеннифэр превратилась в старшую. Хорошо, что это всего лишь второстепенный персонаж.
Что касается друида со Скеллиге, то он получился лучше многих – в том числе и по актерской игре. Путаницу вносит лишь якобы слишком представительный и ухоженный вид, из-за чего для некоторых зрителей он оказался похож на купца. По лору Мышовур является наставником Цири, а ранее был одним из главных лиц при дворе короля Брана, выполняя роль советника. Потому его образ, показанный в третьем «Ведьмаке 3», не является более точным, скорее еще более стереотипным. Интересно, что даже в игре он показывается очень состоятельным человеком, пусть и не афиширующим свое богатство. Об этом свидетельствует содержание его комнаты в Каэр Трольде, демонстрируемой по ходу сюжета. Так что корешки он, увы, не ел. И обычным друидом в плаще давно уже не был.
Были и попросту потрясающие попадания, многим из которых также досталось по остаточному принципу. Если выбор актера, сыгравшего Лютика понравился, кажется, всем (что по причине не такой и сложной роли было объяснимо – достаточно разгонять тоску), то Имон Фэррен, невероятно подходящий на роль рыцаря Кагыра, получил немалую долю претензий в свой адрес. Ты можешь сколько угодно совпадать с оригиналом и кучей фан-артов, но даже в таком случае успех не гарантирован!
Обобщая, можно утверждать, что в большинстве ролей с актерами все оказалось нормально. Львиная доля претензий связана не с каноном, а с новизной героев, часть из которых полюбилась в другом облике, еще часть – с нежеланием принять неожиданный типаж, непривычно выглядящий на той или иной роли.
Плюсы сериала
Рассказы сделаны на высоком уровне
Несмотря на то, что ниже будет приведена обширная критика адаптации отдельных историй, стоит признать: каждая из них узнается, какие бы изменения внесены ни были.
Кажется, открывающий рассказ «Меньшее зло» получился лучше всего. Местами он дублирует книгу «покадрово», а изменения носят косметический характер, упрощая повествование (например, Марилька на самом деле была гораздо моложе и не принимала такого активного участия в истории). Смысл, заключенный в истории, был передан верно: Геральт пытается улизнуть от конфликта, но его заставляют в нем поучаствовать вопреки его воле. Такова цена нейтралитета.
То же касается рассказа «Последнее желание», который повторяет название книги и повествует о первой встрече Геральта и Йеннифэр. В сериале джинн становится не таким и случайным, однако весьма неслучайно нападает на Лютика и позволяет запустить механизм, сталкивающий главных героев. В этом эпизоде изменено немало мелочей, однако все ключевые сцены, имевшие глубокое значение для рассказа, были показаны. Мы можем жалеть только о том, что Геральт и Йеннифэр кувыркались только один раз...
Нас, как и читателей, оставляют в неведении насчет слов, сказанных ведьмаком. Поскольку они не приводятся, принято считать, что Геральт попросил связать судьбу Йеннифэр со своей. Как окажется в дальнейшем, это желание окажется бесполезным: джинны, безусловно, могущественны, но не способны влиять на уже существующее Предназначение. Флиртовать они начали еще до загаданного Геральтом, а его связь с Цириллой и горечь Йеннифэр от пустоты бесконечного существования и невозможности иметь детей случились за многие годы до этой примечательной встречи. Лучше бы загадал новый меч!
Рассказ «Нечто большее», закрывающий сезон, тоже перенесен превосходно. Особенно, если учесть, насколько историю корректировали до этого. В нем нет Лютика и некоторых деталей, тем не менее, были обыграны и встреченный купец (так удачно заметивший уничтоженный лагерь беженцев), и нападение на Геральта (уже не накеров, а гулей), и его бредовое состояние, в котором он видит свою мать. А главное, нам показали неожиданную встречу с Цири, которую он второй раз получает по Праву Неожиданности. Цирилла не знает про Йеннифэр, но спрашивает про нее – красивый последний штрих, удивляющий зрителя. Они встретятся во втором сезоне.
Детство Йеннифэр, которое важно понять
В «Саге о ведьмаке» целых три главных героя, но так уж вышло, что в книгах становление одного из них совсем не показано. О многом мы вынуждены лишь догадываться, цепляясь за поведение и отдельные фразы. Речь, конечно же, про Йеннифэр.
Шоураннер отлично понимала эту проблему и не могла просто взять и отсечь одного персонажа, одну судьбу, тогда как две другие описаны куда детальнее. Будто по крупицам жизнь Йеннифэр складывают с самого начала! Стоит отметить, что все важнейшие моменты ее жизни подаются строго по канону: нелюбимая семья, Тиссая де Врие и учеба в Аретузе, знакомство с Истреддом, в данном случае так удачно ставшего ее первой любовью (что куда лучше любых других объяснений проливает свет на ее будущие метания между ним и Геральтом; впрочем, довольно краткосрочные).
Характер Йеннифэр, показанный в книге, каждый понимает по-своему. В сериале он не сделан в полном соответствии с оригиналом, но в общих чертах это именно то, что следовало показать. Тяжелое детство сделало из нее самоуверенную и гордую чародейку. Вместе с тем в отличие от многих других своих коллег она помнит цену могущества, которое получила. Ее слова и поведение не могут до конца скрыть ее истинную натуру. Как и всегда, поступки говорят гораздо больше.
Компаньон Цириллы – тонкое решение будущих проблем
Стоит сразу оговориться, что многим такое дополнение лора не понравилось, поэтому для сообщества этот пункт в любом случае носит спорный характер. Тем не менее, логика сценаристов в данном случае легко уловима. И является если не прямым, то косвенным намеком на ее будущие приключения.
Сама по себе идея разлучить Цири и Геральта до Битвы при Содденском холме выглядит странной. В оригинальном сценарии они встречаются гораздо раньше и переживают события в Брокилоне вместе. Цири не обращается, испив магическую Воду Брокилона (что в отличие от сериала имеет ключевое значение в понимании ее истинной природы), а Геральт находит компанию в лице одной из дриад... Ну, это тоже неплохо.
И все же подобный ход мало что меняет. Он требуется, чтобы продемонстрировать судьбоносность их встречи в ужатых рамках одного сезона, и в итоге все сводит к тому же, что и в книге. А вот знакомый Цири, полуноунейм по имени Дара – это решение, которым нам демонстрируют готовность дополнять скупую на персонажей сюжетную ветку Цириллы. Разумеется, лишь в той части, где она оказывается одна.
Именно за этот замысел и стоит похвалить. Очевидно, авторы сериала прекрасно понимают, что не смогут вытянуть уровень ее одинокого путешествия (особенно это касается пустыни Корат), поэтому вводят компаньонов, с которыми можно вести диалог. Дара или кто-нибудь другой – это отличная разменная монета, позволяющая не заскучать. Альтернатива – полное сжимание приключений, в которых ничего не происходит. И это значительно хуже.
Впрочем, не стоит считать, будто мы увидели идеальное решение. Возможно, выдуманный в результате полученного травматического опыта друг был бы еще более простым и аккуратным нововведением.
Магия – это не уличные фокусы
Во многих фильмах магия – это Мэри Сью из мира способностей. Она возникает из ничего, ее используют когда и кто угодно. Она безгранична и непобедима и, в лучшем случае, имеет какое-то маленькое, едва уловимое ограничение. Иными словами, льется на экраны бесконтрольно.
Во вселенной «Ведьмака» магия – это управление силой Хаоса, которое подвластно лишь немногим талантливым людям. И, что куда важнее, магия – это не ультимативная способность, она постоянно к чему-то привязана, всегда требует что-то взамен. Да и может далеко не все. Именно поэтому многие масштабные чародейства в «Ведьмаке» являются лишь иллюзией.
В играх тема магии раскрыта слабо. Ее стараются не касаться, аккуратно переводя на заклинания, ритуалы и слабые ведьмачьи знаки, использующие минимум магической силы. Лишь в третьей части на Скеллиге нам демонстрируют чудовищную силу некромантии – умирает целая роща. В остальном может сложиться впечатление, что магия и правда берется из ниоткуда.
И в этом сериал просто шикарен! Он не только показывает суть магии, но и жестокость ее реального применения. Нильфгаардские чародеи умирают, чтобы использовать всю свою силу. Йеннифэр, защищающая королеву Аэдирна, телепортируется в рощу, чтобы набраться сил и вернуться в безжизненную пустыню. Вильцефорц, вступивший в дуэль с Кагыром, тратит все мечи и не может ничего с этим сделать. Возможно, последний пример излишне утрирован, но именно так это и работает!
Во всем этом великолепии, разумеется, нашлись и некоторые странности, касающиеся самих чародеев. Главный из них – акцент на Сабрину Глевиссиг и Фрингилью Виго, а также Арториуса Виго и Стрегобора среди чародейского Братства как такового. Даже если предположить, что частое появление первых обусловлено их одновременным обучением с Йеннифэр, куда попутно были вплетены интриги, то с чародеями, не имевшими такого статуса, вообще ничего не понятно.
Хен Гедымгейт, Артауд Терранова, Францеска Финдабаир и, наконец, Филиппа Эйльхарт, являющиеся к этому моменту самыми могущественными чародеями Севера, в битве и в сериале в целом показаны не были. А ведь именно они должны стать ключевыми действующими лицами будущих событий на Танедде! Хочется верить, что отсутствие фокуса на определенных персонажах вовсе не означает попытки заменить их. Но запомнить стоит.
Боевые сцены и эликсиры
Самая скучная, но эффектная часть. Действительно, с точки зрения повествования и истории, которую нам пытаются рассказать, такие мелочи, более присущие играм, должны мало значить. Но давайте не забывать, что этот сериал посвящен вселенной с ведьмаком в качестве одного из главных героев. А значит драки и фехтование, демонстрируемые в сериале, имеют не последнее значение.
И они получились очень крутыми! Скоротечными, реалистичными и очень крутыми. Ведьмак чувствуется ведьмаком, а не ряженым клоуном. Он не делает лишних движений и рубит именно туда, куда нужно для скорой победы в сражении. Прямо как эльф, когда спит.
Эликсиры – еще одна неотъемлемая часть образа любого ведьмака. В сериале они показаны в виде маленьких стеклянных баночек, находящихся при Геральте. Как и положено, он принимает их перед схватками с опасными чудовищами и делает это очень претенциозно. Интересно, разбиваются ли они, когда падают на землю? Ведь если это не особый сплав, то Геральт тот еще позер. На взрывы такой точно не посмотрит.
Ведьмаку заплатите и мем сотворите
Художественная ценность – это первостепенно, но шутки, рожденные из песни «Ведьмаку заплатите чеканной монетой», покорили прошлую зиму, и это нельзя просто взять и забыть. В какой-то момент они перестали быть смешными...
Тем не менее, давайте не будем ханжами и вспомним неожиданную коллаборацию с «Мандалорцем», однажды появившуюся на канале малоизвестного стримера HoneyMad.
Мандо, не трави душу!
Минусы сериала
Утерянная быль
Часть историй, сохранивших узнаваемость, были сильно изменены, рождая новые смыслы и переиначивая изначальный посыл.
В рассказе «Край света», повествующем о таком уютном и личном приключении Геральта и Лютика, изменения не сразу бросаются в глаза. Таверна, на улице солнечно и спокойно: героям только и остается, что любоваться красивой природой. Настоящий край света!
Так-то оно так, только в рассказе было две деревни: Верхний Посад и Нижний Посад. В первой из них ведьмак не смог найти работу, а во второй он как раз наткнулся на эту занимательную историю, которая не ограничивалась встречей с сильваном Торкве и глупым пленением эльфами. Геральт познакомился с особенностями деревенского уклада: со старушкой, знавшей древнюю книгу, ее молодой помощницей, оказавшейся богиней Даной Меабдх и жителями деревни, которые, кажется, сами не понимали, чего хотели.
Вы задавались вопросом, что значили слова Торкве про еду, отравленную железными шариками, которыми он пугал непрошенных гостей? Откуда они вообще взялись, что это за способ такой?
«Возьми орехов лесных пригоршню, – тянула бабка, водя пальцем по пергаменту, – шаров железных пригоршню другую. Меду кувшин, дегтю другой. Мыла серого кадку малую, творога другую. Кады диавол сидит, пойди ночной порой. И зачни есть орехи. Диавол тутоже, лакомый зело, прибегит и спросит, смачно ли? Тут и дай ему шары-шарики железные…»
Все это убрали и заменили одним разговором-заказом на черта. Оставили эльфов: без коней, неряшливых и жалких. Смотря на них, уже не понимаешь, за что борются скоя’таэли, какую независимость продавливает Францеска Финдабаир. Безусловно, вопрос эльфов не так однозначен и упоминается вскользь, однако мы все еще знаем про ее резиденцию и остатки культуры, которые они сохранили, несмотря на вынужденное сожительство с людьми в Долине Цветов. Уйти в горы не значит стать диким племенем и потерять идентичность. Не до такой степени.
Да и ведьмака отпускать они вовсе не собирались. Понимали, что проиграли, но не желали никого щадить. Героям повезло, что вмешалась Королева Полей, которую эльфы так почитали. Обычная случайность. И красивая баллада.
Переделали и знаменитый рассказ «Ведьмак», духовно заимствованный и показанный в новом виде в первой части игровой трилогии. Заказ на стрыгу также был упрощен и подвергся изменениям. Самым чудовищным из них стало приписывание Остриту роли влюбленного извращенца, тогда как в оригинале он проклял Адду неосознанно.
Но все это теряется на фоне одного невероятного факта: Трисс Меригольд никак не участвовала в этом приключении, она вообще лишь упоминалась в двух первых книгах! Да, она была советницей короля Фольтеста, но, очевидно, несколько позже. Каким образом мысль о таком появлении чародейки в сериале пришла в голову авторам – загадка. Справедливости ради, не зная оригинала, подлог заметить крайне сложно: Трисс не выбивается из повествования. Главная проблема – изменение участников истории. Сегодня мы добавим Трисс, а что случится завтра?..
Последним из рассказов, к адаптации которого можно предъявить претензии, является «Предел возможного». То самое приключение, в котором участвовали и Геральт, и Йеннифэр, и примечательный немолодой рыцарь, превращающийся в огнедышащее существо.
Нет, с Борхом и его спутницами Тэей и Вэей все нормально! Только вот Три Галки настолько полюбился сценаристам, что они вырезали одну из лучших сцен всей книги: диалог Йеннифэр и Геральта, повисших над пропастью и ожидающих смерти. Теперь в нее падает Борх, с которым, как оказывается позже, ничего не могло случиться. Тем временем близкий, можно сказать, интимный момент для главных героев был заменен на простой разговор по душам. Вау!
Некоторые персонажи рассказа были слиты самым натуральным образом. Эйк из Денесле из чудного рыцаря превратили в клоуна, которому суждено умереть первым (тем временем в «Кровной Вражде», имевшей гораздо более скромный бюджет, он показан куда точнее). В оригинале он не только спас главных героев, но и выжил, получив тяжелые ранения в битве с Виллентретенмертом. Доррегарай из Воле, запоминающийся своим бережным и даже фанатичным отношением к вымирающим видам, был попросту проигнорирован. А Рубайлы из Кринфрида, которые являлись всего лишь охотниками на чудовищ, стали самыми настоящими разбойниками. Наемники к тому же оказались слабаками: их победил второй меч Севера – Йеннифэр из Венгерберга.
Если в двух предыдущих историях были допущены достаточно спорные идеи и интерпретации, то здесь суть была утеряна полностью. Ни химии между Геральтом и Йеннифэр, ни духа соревнований: к концу остались лишь клишированные бандиты, противостоящие главным героям.
Сериал не смог передать дух этого приключения, превратив его в примитивную бойню против плохих парней. Перешагнул предел возможного.
Брокилон для никого
Вы можете сказать, что Брокилон – это явный просчет сериала и окажетесь правы. Он не получился от слова совсем и ни на йоту не похож на книжный канон. Черт возьми, даже город лесных эльфов из «Властелина колец» своей атмосферой и некоторыми причудливыми постройками напоминает Брокилон больше показанного! Все дело в том, что дриады отнюдь не дикари и имеют определенные жилища, которые, в частности, упоминаются в книгах (утверждается, что они напоминают огромные шары омелы). Видимо, эти довольствуются землей.
По неизвестной причине вся магия, источаемая этим таинственным лесом, заключена в засвете экрана, постоянно откуда-то издали слепящим зрителя. Вода Брокилона существует, но, по-видимому, не настолько могущественна: спутник Цири также пьет ее, но не умирает и не обращается – с ним вообще ничего не происходит. Полегчало парню, да и все.
Эитнэ, имеющая выраженно темные волосы, напоминает оригинал лишь мудростью. Здесь можно возразить, что волосы – это далеко не самый ключевой фактор при адаптации и он также нарушен у Калантэ, которую в остальном показали прекрасно. Только если в случае с королевой Цинтры мы имеем Паветту, цвет волос которой и передался Цирилле вместе с силами, что на фоне исключительно воинских талантов Калантэ может иметь смысловую нагрузку, то проблема королевы дриад «немного» серьезнее:
– «Ее волосы и глаза были цвета расплавленного серебра».
Было серебро, а стало... полное изменение оригинала. Ушло все, даже ненависть к людям. И Цириллу, и всех остальных Эитнэ принимает очень радушно. Будто позвала на чай!
Удивителен и внешний вид дриад. Не будет преувеличением сказать, что нам показали обычных людей, одетых в одежды африканских племен... словно каких-нибудь зерриканок. Хорошо, что они хотя бы пытаются говорить не на всеобщем! Дриады, между тем, пусть и воинственные существа, но тяготеющие к магии, деревьям и максимальной, насколько это возможно, скрытности. И воюют они с помощью луков, а не массивных копий и арбалетов. Как до них вообще можно было додуматься посреди густого леса?
Тяжело поспорить с тем, что Брокилон не для людей. Он для никого.
Нильфгаард не по погоде
На самом деле, концепция Нильфгаарда в сериале заслуживает похвалы. Его не побоялись показать по-настоящему чудовищным государством, «пожирающим» своих врагов и выжигающим за собой землю. Деньги любят тишину, а Нильфгаард – войну!
В играх Нильфгаард хоть и представлен грозной империей, но не кажется силой, которой следует во что бы то ни стало противостоять. CD Projekt решились на соблюдение канона лишь в «Кровной Вражде», повествующей о войне прямо.
Но вот эта броня... Она портит все. Нет, она уничтожает все! Огромные бесцельные шлемы, напоминающие людей-магнитов из второй части фильма «Дети шпионов» (вы еще помните их?), вызывают еще больший смех, чем сама морщинистая броня из неизвестного, но, вероятно, крайне эффективного для рядового рубаки сплава.
Не повезло и Кагыру, над обмундированием которого не смеялся только ленивый. Некоторые находили его похожим на пингвиненка – что ж, справедливое замечание. Но только не по части характера.
Характер и поведение Кагыра – еще одна мутная история, которая многими оказалась не понята. Вероятно, нападки на даже излишне каноничного актера обусловлены именно этим. Зритель не оказался готов к тому, что потенциально положительный герой ведет себя несоответствующим (местами маньячным) образом.
На самом деле сцена, последовавшая за добавлением в сценарий допплера (неплохая задумка для повышения динамики, но лишающая нас довольно ценного второстепенного героя), не имеет больших последствий. Кагыр, как и многие южане, фанатично предан императору. Чего только стоит сцена с умерщвлением мага ради гадания по внутренностям! Кагыр действительно перебил немало невинных людей, но лишь потому, что имел приказ по поиску Цириллы. В ином случае ярость, вываленная на допплера, не имела бы таких чудовищных последствий.
Станет ли этот ход полноценным минусом для сериала – мы узнаем еще очень нескоро. Как минимум, его стоит запомнить: перемену в личности персонажа не всегда легко исполнить, что доказала одна любительница драконов.
А вот латы «нильфов» будут приведены в нормальный вид уже во втором сезоне. По крайней мере, слухи и фото со съемок активно на это намекают.
Фрингилья, лор и фанатизм
С самого первого дня актриса, исполнившая роль Фрингильи Виго, получила колоссальную критику за внешность, совершенно несовпадающую ни с представлениями о книжном персонаже, ни с ее привычным видом из третьего «Ведьмака». От былой Фрингильи сохранили только короткую прическу из черных волос. В остальном третья любовница Геральта среди чародеек сильно потеряла. Особенно в человеческих качествах, что стало ужасным ходом сериала.
Да, в это сложно поверить, но по оригинальному сценарию Мими Дивени смотрелась бы вполне терпимо. Это понимаешь уже на контрасте. На контрасте с чудовищной ролью нильфгаардского палача и мерзкого человека, предавшего Капитул и Совет еще до того, как это стало модным. Человека с очень милым и неподходящим под такую роль лицом. Кто-нибудь из вас боится Франгилью? Поднимите руки!
На этот выдуманный сюжетный поворот можно было бы закрыть глаза, если бы не будущая сюжетная арка с Геральтом. Очень, надо сказать, продолжительная. А также ее ключевое участие в Ложе Чародеек, которая и дала ей это задание. Но для того, чтобы все это показать, нужно для начала не делать из нее фанатика Нильфгаарда.
Потому что, в отличие от Кагыра и любых других персонажей, которые могут измениться, чародеи Севера всегда играют только за одну сторону – свою. Фрингилья же не просто тихо участвовала в войне на стороне Нильфгаарда (как и должно было быть), но и саботировала предшествующий созыв Совета, а после даже напала на Тиссаю де Врие. Да, все это вместе тихого и каноничного шпионства во благо магии. Единственного блага, которое есть у чародеев.
Думается, Филиппа сделала бы из такой союзницы мокрую лужу при первой же встрече, а не посылала бы к Геральту. А вы как думаете?
В настоящий момент мы видим, что у Фрингильи Виго украли имя и заменили на выдуманного героя с абсолютно другой ролью в повествовании. И это гораздо хуже, чем обычный мискаст.
Десять способов сказать про Предназначение
С самых первых серий сериал утомляет постоянными упоминаниями некоего Предназначения. В него мало кто верит, но по какой-то причине про него продолжают говорить и говорить. Это будто сделано для самых непонятливых: «вот оно, Предназначение, слушай о нем, помни о нем!».
В контексте истории важнее, что Предназначение является скрытым механизмом другого понятия. Речь, конечно же, про Право Неожиданности, которое особенно полюбилось ведьмакам, ворующим детей у оказавшихся в нужде путниках. В данном случае ссылка на древний обычай легитимизирует процесс, хотя никакого чуда в итоге не случается (большая часть детей все еще гибнет во время Испытания Травами).
В свою очередь, Предназначение прямо намекает на судьбу в привычном для нас понимании. Только в отличие от реальности, в магическом мире «Ведьмака» оно является тонким элементом Порядка, противоборствующего Хаосу и влияющего на процессы Континента. Как и зачем – большая загадка. Можно лишь предположить, что таким образом сохраняется баланс. Факт в том, что Предназначение работает.
Но значит ли это, что о нем нужно говорить так часто? Это примерно то же самое, что сводить каждую встречу Йеннифэр и Геральта к разговору о джинне (хотя после осознания это осталось глубоко в памяти и почти забылось). Для Геральта, равно как и для других героев этой вселенной, Предназначение не играет никакой роли. Оно запутывает и переплетает их судьбы, но не помогает и не делает за них то, чтобы они должны сделать. Что им придется сделать.
Местами графика, местами error
Графическое исполнение первого сезона «Ведьмака» – это отдельная песня. С одной стороны, мы видим красиво реализованную магию, замок в Цинтре, проработанные локации, в которых проводятся пиры и другие, богатые на детали, сцены. Вместе с этим соседствует графика, которая вызывает вопросы даже у неискушенного зрителя.
Сражения в пустых полях (серьезно, там нет ни одного дерева или кустика) явно сделаны на «зеленом» фоне и не внушают доверия. Становится понятно, что они показаны лишь ради отдельных персонажей – политическая карта мира, пронизанная кровью, слабо волнует режиссеров.
Брокилон, как упоминалось выше, засвечен: не столько таинственно, сколько лампочкой. Такое решение вызывает недоумение и явно не способствует погружению в ту атмосферу, которую пытаются продемонстрировать.
Странной получилась и Аретуза. Если в книге это богатая школа при Горс Велене, находящаяся на небольшом отдалении в море (буквально – в скале), то в сериале город нам вообще на показывают, а огромный мост связывает Аретузу уже с Башней Чайки. Проблема в том, что город все равно придется показать: Йеннифэр и Цири гуляют по нему до прибытия в саму в школу.
Что же до самой таинственной башни, то есть большие сомнения, что кто-то представлял ее именно так. На самом деле она стоит вдалеке на том же острове – отсюда сражения, которые произойдут перед ней, не превращались в убийственную схватку над пропастью.
Пусть внешний вид Аретузы совершенно не поражает, с точки зрения лора сама академия представлена не худшим образом. Нам неоднократно показывали подземелье, которое сыграет в дальнейшем важную роль в сюжете, а внутри академия оказывается на удивление вместительной.
И все же садов, парящих словно в воздухе, не хватает.
Подводя итог
Сериал сделан намного лучше, чем может показаться на первый взгляд. И главные герои, и рассказы, в которых они участвуют – все имеет смысл, пусть и иногда отходит от ожидаемых поворотов. Общая конструкция, представляющая собой судьбы Геральта, Йеннифэр и Цири, выдержана и сплетена в конце сезона, попутно успев рассказать предысторию каждого из них.
Книги ожидаемо остаются намного глубже в своем повествовании. Они не делают быстрых выводов, дают самостоятельно разобраться в характерах героев и содержании рассказов. Им несвойственно легкое и односложное решение, которое порой не дает задумываться над происходящим в сериале. Фантазии вообще сложно переплюнуть – помимо объема сценария это главная причина того, что книги талантливых авторов невозможно превзойти в экранизациях.
Второй сезон будет лучше первого. Его сюжетные перипетии резко успокоятся, временные скачки перестанут играть ключевую роль, а графика батальных сцен улучшится в результате удачного запуска и крепкого финансирования. Есть вещи, за которые мы продолжим волноваться: раскрытие главных героев, продолжающих сближаться, и новые рассказы, любимые детали которых мы не хотим упустить. Вновь расстроимся очередным нововведениям, часть из которых будут не такими уместными, как показалось сценаристам...
И все-таки полюбим сериал, по-отечески не признавая шедевром и не забывая о всех грехах молодости, взросления – и так до конца его жизни.
25 ноября 2020 года
Источник:
https://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/notawordaboutgwent/2855984.html