Как только люди освоили земледелие, на их урожаи стали покушаться те, кто не сеют и не жнут. Если пернатые видели вблизи человека, они тут же ретировались, но в остальное время спасу от них не было. Не станешь же дежурить сутками у посевов? Так и началась карьера чучела огородного…
Самый страшный бог
Далёкие предки чучел не стояли в любую погоду на страже огородов. Люди тогда списывали неудачный урожай на происки недружелюбно настроенных духов, поэтому единственным выходом из ситуации были куклы-обереги. В Древней Греции посевы охраняли деревянные статуи бога плодородия Приапа (Фалета). Мифы гласят, будто бедолага родился настолько уродливым, что от него наотрез отказалась собственная мать. Вот и пришлось ему умерить своё божественное эго и помогать людям стеречь их огороды – спасибо, что хоть туда взяли с такой-то внешностью. Но в такой профессии неприглядный внешний вид стал достоинством – от страшного бога в ужасе разбегались животные и разлетались птицы. И даже когда эти языческие верования ушли в анналы истории, подобные статуи оставили за эффективность на греческих и римских полях.
На страже европейских полей
Другие европейские страны воспользовались наработками Рима и Греции, но воплотили идею креативно: птиц отпугивали ребятишки, одетые в лохмотья. Не всё ли равно, где детям целый день бегать? Пусть себе носятся по полям, хоть польза будет. Увы, средневековая эпидемия чумы настолько проредила население, что пришлось вернуться к древнегреческому опыту. Так на европейских фермах появились сооружённые на скорую руку человекоподобные мешки на палках. В целях экономии времени и средств головы заменяли пустые тыквы или репы. Для большего пугающего эффекта их снабжали громкими жестянками, банками, шуршащими лентами и вертушками. Вскоре огородные чучела стали привычной частью загородного пейзажа. Все признавали безусловную необходимость их существования. Даже Робинзон Крузо в книге Даниэля Дефо на необитаемом острове первым делом установил пугало.
Пугало как культурное явление
Современные технологии отпугивают птиц куда эффективнее – однако огородные чучела не ушли бесследно. Нет-нет да и встретишь на чьей-нибудь фазенде знакомый силуэт. Да и как с ними расстанешься? Они же такие характерные, яркие, настоящие герои! Вспомните добряка Страшилу из сказок Фрэнка Баума и Александра Волкова. Соломенные пугала освоили кинематограф («Бэтмен», «Сверхъестественное»), проникли в компьютерные игры… Неплохой карьерный рост – с огорода в культурное явление! Немаловажную роль в этом сыграл весёлый и ужасный праздник Хэллоуин – голова-тыква и пугающий загадочный образ получеловека сделали пугало самым желанным гостем на этом мероприятии.
Чтобы отблагодарить героев за многовековую охрану урожая, в честь огородных чучел в самых разных странах ежегодно устраивают фестивали. Больше всего туристов собирается на конкурс Kettlewell's Scarecrow Festival в Йоркшире. Обычно сдержанные англичане там отрываются на полную катушку и проявляют неожиданную креативность: в каких только персонажей не превращают пугал! Американцы отмечают подобным зрелищем окончание сельскохозяйственного сезона в Чикаго, а европейцы – в Брюсселе. А мы что же – в стороне остаёмся? Не тут-то было! В Новгородской и Томской областях фестивали в честь чучел ничуть не хуже организуют! А в Ивановской области есть целый музей огородных пугал. И вот парадокс – среди экспонатов есть домики для птиц. Просто наши отечественные пугала настолько добрые и симпатичные, что пернатые объявили перемирие и не боятся их.
В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» традиции почитают, к огородным чучелам и многочисленным народным приметам, верованиям, обрядам относятся трепетно. Так что даже последние весенние выходные года посвятили собственно огородным чучелам и всяческим историям, с ними связанным. Все приглашаются на тематические программы, а ключевым событием станет весёлый и креативный конкурс на создание необычного огородного чучела.