Налоговики обращают особое внимание на проявление должной осмотрительности при выборе контрагента. Призывают запрашивать максимальную информацию у самого контрагента.
Казалось бы, ну зачем это все? Вот, мы с ними договорились, замечательные ребята, договор же подписали. Зачем портить нервы и себе и им, и с подозрением выспрашивать целую кучу документов вплоть до бухгалтерской отчетности за три года? Зачем нам знать, есть ли у них свои производственные мощности, или они у кого-то покупают? Ну есть же товар, он отличный, цена приемлемая, давайте поскорее уже работать!
Так думает среднестатистический представитель малого бизнеса. Думает он так обычно недолго, до первой проверки. В 2021 году будьте еще осторожнее. Вот причины, почему.
Причина № 1. Налоговики сейчас активно убеждают руководство компании-налогоплательщика, что контрагент у них "не очень"
Он какой-то подозрительный, должную осмотрительность не проявили, а вы по сделке с ним НДС к вычету заявили.
А можете ли эту сделку подтвердить? Не бумагами, которые купить можно, а именно фактами? Был ли факт перевозки товара, кто перевозил, с кем говорили из представителей контрагента, есть ли переписка? Ах, не можете? Ну тогда будьте добры, уточненную декларацию, эту сделку оттуда убирайте, и платите НДС в полном размере.
Причина № 2. Грозят последствиями
Если же руководитель компании начинает упорствовать, мол, "документы в порядке, вы не имеете права, и пр.", налоговики начинают грозить проведением выездной налоговой проверки. Которая чревата тем, что там обязательно найдут, к чему придраться.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
"Клерк" бесплатно отдает вам доступ к записи вебинара "Что бухгалтеру надо знать про должную осмотрительность". Провел юрист, который все знает про претензии налоговиков к контрагентов. В обычное время запись продается за 3000 руб. А сейчас забирайте лекцию просто так.
Заходите сюда https://www.klerk.ru/promocode/ и вводите промокод LQDY4366
В личном кабинете в разделе «Заказы» на klerk.ru появится запись вебинара.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Причина № 3. Еще хуже с иностранными контрагентами
Сейчас появляются услуги по проверке иностранных компаний, хотя кто-то пытается делать это самостоятельно. Но, не все знают языки, а гугл-переводчик не всегда переведет достоверно. Плюс, не все знают, где вообще искать различные государственные реестры и справочные системы. А риски тут могут быть еще веселее. Например, деньги иностранной компании перечислены, товар не получен. Кроме прямых убытков можно ждать претензий Росфинмониторинга, который вполне закономерно обвинит в выводе средств за рубеж, и компании, дабы не налететь на огромные штрафы, придется спешно искать хоть какое-то подтверждение сделки. А ведь можно было заранее озаботиться получением максимально полной информации от контрагента.
Причина № 4. Теперь документов надо больше
Что же именно нужно проверить? Несколько лет назад вся проверка сводилась к тому, что через сервисы на сайте ФНС нужно было:
- проверить, реально ли компания существует;
- проверить, не является ли она «однодневкой».
А конкретнее, нужно было проверить, есть ли компания в ЕГРЮЛ, кто у нее директор, кто учредители, нет ли в их отношении недостоверных сведений и не состоят ли они в списках «массовых руководителей» или «массовых учредителей». Сама компания не должна использовать в качестве юридического адреса «массовый адрес».
Заодно можно было проверить, не находится ли компания в процессе ликвидации или реорганизации, посмотреть исполнительные производства или суды в отношении нее. И не находится ли она в процедуре банкротства.
Заодно у самого контрагента запрашивали листы записи о создании, изменениях, копию устава, подтверждение полномочий руководителя и подтверждение факта сдачи отчетности.
Сейчас все это делать тоже нужно, однако налоговикам может понадобиться обоснование экономического смысла сделки. То есть, не просто так купили-продали между аффилированными компаниями, а именно доказать, что вы нашли этого контрагента, он с вами никак не аффилирован, он действительно предложил выгодную цену, и показал, откуда у него этот товар (сам произвел, или у кого-то тоже приобрел).
Если же у налоговиков есть сомнения в реальности контрагента — у них не будет сомнений в требованиях уточниться и убрать вычеты. Задача у них такая, бюджет наполнять.