Тема: «Предмет Информатики и ее место в системе наук»
Что делает наше общество «информационным обществом»?
За свою историю человечество пережило пять информационных революций:
1) Изобретение речи
2) Изобретение письменности
3) Изобретение книгопечатания
4) Изобретение телеграфа и телефона
5) Изобретение компьютеров
Каждый раз новые информационные технологии на несколько порядков увеличивали объем хранимой информации, скорость ее распространения и доступность.
В конце-концов, в XXI веке скорость распространения и объем хранимой информации стали практически неограничеными. Более того, существенная доля человеческого труда сегодня затрачивается не на производство материальных благ, а на обработку информации! Именно потому, что производство и потребление информации составляет существенную долю в жизни нашего общества, оно и называется «информационным».
Сегодня человек может совершить кругосветное путешествие, посетить другие планеты, увидеть далекие звезды и получить ответы на любые интересующие его вопросы не выходя из дома. Мы можем гулять по вымышленным мирам населенным эльфами или киборгами-мутантами. Там мы становимся кем-то другим, не тем, кто мы есть в повседневной жизни. Но у заманчивых благ информационного общества есть и обратная сторона.
Устрашающим последствием информатизации является невиданная доселе прозрачность личности. Данные о каждом человеке собираются кредитными организациями, сотовыми операторами связи, налоговыми органами и, конечно, спецслужбами. Таким образом, для постороннего вмешательства в личную жизнь человека открываются самые широкие перспективы. Такие, какие и не снились тоталитарным режимам прошлого!
Обилие и доступность информации бумерангом ударило по современному человеку. На нас ежедневно обрушивается «информационный шквал»: телевидение, реклама, городской шум, Интернет и пр. Более того, пути, которыми мы сегодня получаем информацию отличаются от тех, для которых наши органы чувств сформировала эволюция. Быстрая смена кадров на экране ТВ, приводит к замедлению развития мозга у маленьких детей, у детей постарше телевизор нарушает способность избирательно направлять свое внимание. Динамичные компьютерные игры развивают реакцию, но ведут к тому, что дети теряют способность к внутренней речи, начинают скучать на уроках. И даже взрослым игроманам грозит психоз связанный с потерей способности отличать вымысел от реальности. Во зло мы используем информацию, или во благо зависит от нас. самих А свойства информации и методы ее полезного использования можно изучать с точки зрения науки.