Найти тему
JustTalks

Раннее развитие детей: нужно ли это ребёнку

Оглавление

Методик раннего развития очень много: основанных на карточках, кубиках и на чем угодно еще. Нужно ли они ребенку, и, если нужны, то какие именно? Ведь подруги на площадке рассказывают про своих детей-вундеркиндов ежедневно.

– А твой знает буквы? А мы выучили все буквы в два года!
– А мой уже считает до десяти и умеет складывать числа в пределах трех! А твой?

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Главное для ребенка – это развитие своевременное, не раннее и не позднее. Каждый ребенок индивидуален: если, например, он с детства видит читающих книги родителей и тянется к книгам, ему интересны буквы, он действительно хочет научиться читать – научите его этому, но только если он сам этого хочет и просит. Нормальный возраст для ребенка, когда он начинает читать, – от пяти до девяти лет.

Конечно, если вы научите своего ребенка читать в три года, ничего криминального не случится, но в этом случае он потеряет какой-то другой навык, который должен был освоить в 3 года.

Запомните главное правило: «всему свое время».

Обучая ребенка тому, что в его возрасте еще не свойственно, вы лишаете его каких-то навыков, которые он должен освоить в этом возрасте. Например, вместо того, чтобы научиться прыгать на одной ноге или на скакалке или завязывать шнурки и плести косички, ребенок научится читать. Если вам жизненно необходимо раннее развитие ребенка в таком формате, вы можете это сделать, но сначала ответьте себе на вопрос: «зачем вам это?». Есть ли для этого какие-то еще причины, кроме подружек на площадке или бабушек, считающих, что раннее развитие необходимо и чем раньше ребенок научится читать, тем лучше?

ДАЙТЕ ПОЧВУ ДЛЯ ИНТЕРЕСА

Раннее развитие ребенка полезно, но только не насильственным способом. Например, повесьте в квартире алфавит, купите магнитную доску с цифрами, не обращайте на них особого внимания, но если ребенок спросит, отвечайте, рассказывайте, показывайте, постепенно, в игровой форме – и то что нужно в данный момент, ребенок для себя вынесет. Не надо уходить в крайности. Не надо сидеть с дошкольником за столом по 2-3 часа в день, вбивая ему в голову алфавит и цифры. С другой стороны, не надо и другой крайности, когда родители вообще не занимаются с ребенком и он не видит нигде предметы, которые могли бы его заинтересовать. Как ребенок сможет понять, что он хочет читать, если ему не читать книжки и не показать буквы? Как ребенок узнает о существовании цифр, если он вообще никогда их не видел?

Задача родителей в раннем развитии ребенка – дать ребенку почву для интереса, увидеть то, что он сам захочет изучать. Если у мамы нет времени заниматься с ребенком, можно выделить хотя бы полчаса в день на качественную игру с малышом. Это должны быть книжка или возможность что-то сшить, построить, придумать вместе: ребенок должен вынести какие-то новые навыки из этой игры или отточить уже полученные.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Специально готовить ребенка к школе, начиная с трех лет, проходя с ним школьную программу, не стоит: ребенку будет скучно на уроках и такое раннее развитие негативно скажется на учебе ребенка в школе. На самом деле, к концу начальной школы разницы между детьми, с которыми занимались ранним развитием, и теми, с кем не занимались, практически уже не видно. Поэтому не стоит уделять раннему развитию слишком много внимания.

Если ребенок ходит в детский сад, этого вполне достаточно для подготовки к школе и для его раннего развития, ведь главное в дошкольном возрасте – социализироваться, научиться правильно контактировать с детьми. Если ребенок не ходит в детский сад, то развивающие занятия, если они нравятся ребенку, всегда будут в плюс. Это могут быть абсолютно любые «развивашки» – главное, чтобы занятия были рядом с домом и нравились ребенку.

Помните, что ребенок научится всему сам, когда придет время. Насильственное обучение ребенка чему-то, к чему он пока не готов по возрасту, не принесет негатива, но не даст ребенку познать то, что он должен был узнать по нормам в своем возрасте. А обучить ребенка можно чему угодно в любом возрасте, используя любую методику раннего развития. Обязательно ответьте себе вопрос «Зачем вы это делаете?» прежде, чем начать заниматься с ребенком по какой-либо методике раннего развития.