АВТОВАЗ долгожитель отечественного автопрома, которому в этом году уже. В 1976 году был образован музей при заводе, в котором стали собирать коллекцию значимых автомобилей. О наиболее интересных расскажу и покажу сегодня в статье.
Где находится
Музей может посетить любой желающий, так как он находится вне завода на открытой территории, а не как у УАЗа в Ульяновске на закрытой территории завода
Координаты парковки: 53.552425, 49.270403
Вход в музей слева от центрального входа в учебный корпус
Музей АВТОВАЗа
Музей состоит из нескольких залов, которые охватывают разные исторические периоды.
Строительство завода
Первый мини-зал посвящён строительству автогиганта. На огромном масштабы стройки, которую начали в 1967 году, а уже в 1970 с конвейера сошли первые автомобили. Завод строили всей страной. Крохотный Ставрополь-на-Волге превращается в мегаполис Тольятти с населением в 700 000 людей. Если бы не распад СССР, то автогигант стал бы городом миллионником.
Памятный ключ в честь начала стройки в 1967 году
ВАЗ 2101
Вот и первый автомобиль ВАЗ 2101, который начали выпускать в 1970 году
FIAT 124
По соседству с ВАЗ 2101 стоит его итальянский родственник FIAT 124. Именно по итальянской лицензии на свет появились отечественные «копейки». Отличия между ними можно поискать прямо в музее.
ВАЗ 2103
Второй автомобиль по лицензии с итальянцами – ВАЗ 2103. Ее называли люксовой версией «копейки» и долгое время этот автомобиль можно было достать только с большими связями
От первых автомобилей переходим к экспозиции «девятого» и «десятого» семейства.
ВАЗ 2108
Здесь хранится автомобиль из первой партии семейства «Самары» 1984 года сборки. Тогда ещё с коротким крылом и названием «Спутник».
ВАЗ 21099
Рядом стоит ВАЗ 21099 с какими-то надписями по всему кузову. Это фамилии всех сотрудников АВТОВАЗа на 1991 год. Такой завод сделал памятный подарок в честь 25-летия завода.
ВАЗ 2110 Ельцина
Один из первых ВАЗ 2110 с кожаным салоном. Специальный образец, подготовленный для Президента РФ Ельцина.
Калина Спорт Путина
Вазовцы надеялись всех чиновников пересадить на будущую новинку, но Президент после небольшого тест-драйва движение этому вопросу не дал. Чиновники и в наше время предпочитают немецкий автопром.
По соседу с ельцинской десяткой стоит другой президентский автомобиль – знаменитая желтая Калина Спорт. На ней прокатился Путин в 2010 году по новой трассе Чита-Хабаровск.
Автограф Путина под угрозой исчезновения. Никак не охраняется и скоро полностью исчезнет.
Логотипы
История вазовского логотипа. Годы ребрендинга прям очень не логичны, особенно провал с 1980 до 2004
Небольшой участок с полноприводными автомобилями
Первая Нива
Нива из первой партии. Самый долгожитель на конвейере, который продолжает собираться и в наши дни. Современная Нива сильно отличается?
Экспедиция на Антарктиду
Нива из экспедиции Антарктиды, которая исправно трудилась 10 лет в самых суровых условиях
Рейсталинговая Нива
LADA 2123 должна была стать рестайлингом классической Нивы, но из-за кризиса в конце 90-х АВТОВАЗ сам запустить рейсталинг не смог. На помощь пришёл американский концерн GM. После чего автомобиль всем стал известен как Chevrolet Niva. В соседнем зале стоит автомобиль с двумя логотипами.
В другой части зала первые автомобили, сошедшие с конвейера, уже во время правления Альянса Renault-Nissan
LADA Granta
Первая LADA Granta из 2011 года
LADA Largus
Первый LADA Largus из 2012 года, который стал также первым совместным продуктом Альянса "Рено-Ниссан-АВТОВАЗ". В других странах этот автомобиль выпускается под логотипом Дачии
На капоте автограф Путина
Силовые агрегаты
Небольшая экспозиция с силовыми агрегатами и трансмиссиями АВТОВАЗа и Альянса. Особого прогресса с 1990-х не увидел.
Первая часть изучена. Через коридор идет во второй зал
В переходе между залами выставка из второсортных экспонатов, которые не поместились ни в один зал.
Здесь нашел единственную "четырнадцатую". Как же необычно ее видеть в таком нулевом состоянии без пробега
Кругосветное путешествие
Во втором зале начнем осмотр с "синей копейки". Совсем свежий экспонат 1975 года выпуска попал в музей после того, как недавно совершил кругосветное путешествие, преодолев 48 500 км и 26 границ. Автомобиль и сейчас в боевом состоянии и готов отправиться в новое путешествие.
LADA 2107
Народный бестселлер начала XXI века – LADA 2107. На выставке представлен последний автомобиль, сошедший с конвейера в 2011 году.
С уходом этой модели ушла целая эпоха заднеприводных автомобилей на АВТОВАЗе. Место "семерки" на рынке с успехом займет LADA Granta
LADA 2106
По соседству бестселлер конца XX века – LADA 2106. Это самая продавая модель за всю историю отечественного автопрома.
В музее стоит последняя «шестерка», собранная на АВТОВАЗе в 2001 году
Нива Пикап
Интересная попытка сделать из Нивы пикап. Мне кажется доведи дело до конца, то на рынке автомобиль нашёл бы своего потребителя. Проект забросили из-за альянса с GM, который не был заинтересован в пикап версии
LADA Менеджер
Единственный вазовский минивен - LADA Надежда. Она даже выпускалась мелкосерийно. В музее представлена ее прокаченная версия LADA Менеджер с высоким потолком, которая так и не пошла даже мелкосерийно.
LADA ELLADA
Электрическая LADA ELLADA. К этому автомобилю много вопросов. Почему для Эллады взяли кузов от старой Калины, в то время как завод уже запускал рейсталинговую версию.
Автомобиль явно попал на черную полосу. Сначала Руслан Белый жестоко высмеял автомобиль в одном из выпусков Камеди Клаб. Затем губернатор Ставропольского края на словах пообещал купить 100 таких автомобилей для такси, не задумываясь о том, что в его округе вообще отсутствуют заправки и какая-либо инфраструктура для электрокара. В итоге получилось все очень грустно для АВТОВАЗа. Эти 100 автомобилей произвели, а в регионе сменился губернатор. Новая администрация отказалась закупать электрические авто, которые в итоге оказались никому не нужны и стали неликвидом для завода.
LADA Kalina
Первая серийная LADA Kalina 2004 года. Вместе с ее выпуском запустили новое производство Калина
Рестайлинг LADA 2107
В конце 90-х автогигант подготовил рестайлинг LADA 2107, но с задним приводом. Вазовцы тем самым хотели дозагрузить мощности, но прогадали. Весь мир пересел на передний привод
Есть детали, которые потом увидем на Калине. Так что не зря концепт собирали
Концепт LADA C
Концепт LADA C – последняя самостоятельная разработка АВТОВАЗа до вступления в Альянс с французами. Ну почти самостоятельная. Концепт был разработан совместно с канадской компанией Magna, которая никогда не занималась разработкой дизайна для автомобилей. В ее портфеле лишь отверочная сборка иномарок. Поэтому концепт LADA C получился гибридом из комплектующих от Ауди, БМВ и Мерседеса. За бюджетные деньги такой автомобиль не продали бы.
Ока-2
Еще один концепт, который мог бы возродить интерес к модели Ока. Если бы пошла в серийную жизнь Ока-2. На заводе даже уже начались испытания первых прототипов.
Сотрудники музея специально поставили рядом первую Оку, чтобы можно было увидеть существенные перемены. ОКА-2 стал просторнее, длиннее, шире и даже выше. Автомобиль по габаритам приблизился к новинке того времени "Калине", наверное из-за этого проект с Окой-2 заморозили.
Роадстер
Отечественный кабриолет, собранный из бюджетной Калины
с
Концепты нового поколения LADA
Концепты автомобилей XRAY, Vesta и LADA C. Все они в разное время демонстрировались на Московском международном автосалоне. Но в серийную жизнь пошли только Vesta и XRAY. Причём внешний вид серийного XRAY многих разочаровал.
Переходим в последний зал
Спортивные автомобили
Гоночная LADA Vesta в наклейках спонсора – Роснефть. Этот автомобиль участвовал в мировых кольцевых гонках WTCC. Любители телеканала Евроспорт сразу узнают эту модель
А 8 лет назад топливным спонсором был Лукойл. И вместо Vesta была Granta.
Шагнем еще на шаг в прошлое. Перед приходом Альянса "Рено-Ниссан" на АВТОВАЗ главным спорткаром завода был LADA Revolution. Это первый отечественный спорткар.
Возможный вид LADA Vesta
Если бы на АВТОВАЗ не пришёл Стив Маттин, то Vesta выглядела бы как на фото ниже.
В результате Vesta стала выглядеть совсем по другому, но некоторые инжиниринговые решения из "Проекта С" перешли на Весту
Текущие модели
Первые серийные автомобили XRAY, Vesta и Vesta SW Cross. Почему-то в такие цвета Vesta и XRAY больше не красятся
Японцы на базе Lada Granta сделали Datsun, рассчитывая на то, что хейтеры Лады предпочтут иномарку. Но хейтеры не готовы доплачивать за шильдик +20 тыс рублей, поэтому Датсун довольно быстро вымер. Первый серийный экземпляр с автографами стоит в музее.
Первый серийный Renault Logan. Предыдущее поколение собирались в Москве на Автофрамосе. Рейсталинговую версию доверили тольяттинцам.
Последний экспонат в зале – юбилейная LADA 4x4. Лимитированная версия к 40-летию выпуска первой LADA Niva Legend
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об интересных фактах отечественного автопрома
👋 Еще статьи от автора:
🚗 Ссылка на статью: Рейсталинговая LADA-2107. История появления. Почему АВТОВАЗ отказался от запуска? Где концепты сейчас?
🚗 Ссылка на статью: Музей АВТОВАЗа: десятка Ельцина, Нива Пикап, Проект С, Калина Путина и другие интересные экспонаты