Типичная система охлаждения ДВС включает малый и большой контуры охлаждения, сеть каналов в блоке цилиндров, которая называется рубашкой, основной радиатор с крышкой и клапаном, вентилятор радиатора, помпу, радиатор печки салона, термостат, датчик температуры, расширительный бачок с крышкой. Все эти детали системы могут засоряться. Проявляется это по-разному в зависимости от того, какой именно элемент частично или полностью вышел из строя.
Для начала отметим, что система охлаждения двигателя герметична и может загрязняться по естественным причинам, а также и в результате механических неисправностей. Если со вторым пунктом все понятно, то первый означает, что даже качественный антифриз со временем выкипает, образует накипь, плюс медленно идет коррозионные процессы. Именно эти неорганические загрязнения появляются в СО любого автомобиля по мере роста пробега и приводят к появлению поломок, которые, в свою очередь, проявляются в обозначенных ниже внешних признаках.
1. Медленный разогрев двигателя. Перегрев
Есть один симптом, общий для загрязнения или поломки всех узлов – перегрев двигателя. По сути поддержание рабочей температуры силового агрегата – основная задача всей системы охлаждения, и любой сбой в ее работе отражается на температуре ДВС. К тому же, это очень заметный признак, который не сможет проигнорировать даже самый легкомысленный водитель.
Обратной стороной медали может быть очень медленное достижение рабочей температуры.
2. Эмульсия в антифризе или масле
Многие автомобили страдают повышенным масляным аппетитом, поэтому их владельцы периодически проверяют уровень лубриканта и могут заметить, что вместо масла в поддоне картера образовалась эмульсия. В расширительный бачок заглядывают реже, но там также может развиться такой процесс или появиться пена. Очевидно, что густой «майонез» не может выполнять ни смазывающих, ни теплообменных функций.
Причиной такой угрожающей ситуации может стать засорение или повреждение каналов рубашки охлаждения или пробой прокладки головки блока цилиндров, о котором мы подробно писали здесь.
3. Несработка вентилятора
При запуске двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому круг, близко к мотору, чтобы он быстрее нагрелся. Как только рабочая температура достигнута, термостат открывает большой круг, и антифриз начинает выполнять функцию охлаждения.
Вентилятор может не включиться по трем причинам: из-за его неисправности или неправильной установки, неисправности датчика температуры или несработки термостата. Остановимся на последнем варианте. Из-за загрязнений и ржавчины термостат может залипнуть в одном положении и не реагировать на изменения температуры.
4. Радиатор греется неравномерно
Важнейший элемент системы охлаждения – радиатор, состоящий из множества мелких каналов и ячеек. Чистый внутри теплообменник прогревается равномерно по всей своей поверхности. Если вы, припарковавшсь, случайно почувствовали, что он не одинаково прогрет – значит, забит какой-либо его участок, и охлаждающая жидкость там не циркулирует.
Кстати, в случае с радиатором важно поддерживать не только внутреннюю, но и внешнюю его чистоту.
5. Отложения в расширительном бачке. Грязный антифриз
При замене охлаждающей жидкости или проверке ее уровня можно заметить отложения в расширительном бачке и осадки, хлопья в самом антифризе.
Это говорит о том, что вся система комплексно содержит большое количество загрязнений и появление более серьезных симптомов – вопрос времени.
6. Утечка охлаждающей жидкости
Разгерметизация системы охлаждения чаще всего имеет механическую природу: трещины в рубашке охлаждения, износ помпы, нарушение целостности радиатора, патрубков и мест соединений. Однако первопричиной утечки могут быть и загрязнения, которые мешают элементам системы нормально работать, или сквозная коррозия.
Исправное функционирование системы охлаждения – обязательное условие нормальной работы двигателя, поэтому важно следить за ее чистотой: использовать только качественный антифриз, соблюдать регламент его замены и обязательно делать при этом промывку с помощью специальной автохимии.
В линейке LAVR есть три продукта для очистки СО. Все они успешно выводят неорганические загрязнения, которые возникают естественным образом, а двухкомпонентная Полная очистка системы охлаждения борется также с органикой: следами масла и продуктами разложения антифриза, образующимися при его несвоевременной замене. Подробное видео о промывке СО доступно на нашем YouTube-канале.