Продолжение. Часть 2.
Я уже писала в одном из предыдущих постов о начале трансформации модели семьи в русской культуре 19 века. В этой статье, как и анонсировала раньше, - о воздействии французского утопического социализма на традиционные формы семьи и брака.
Патриархатная форма организации семьи, в которой строго дифференцированы функции мужчины и женщины, складывалась в российской культуре на протяжении нескольких столетий.
Начиная с 40-х гг. 19 века под влиянием философии французского утопического социализма формируется новая этика любви и супружеского союза. Руководствуясь идеями Сен-Симона, Ламенне, Фурье, Кабэ, часть российской интеллигенции (прежде всего, - «западники») попыталась сформировать новые модели поведения мужчины и женщины в любви и браке.
Влияние утопического социализма на общественную мысль того времени трудно переоценить. Вспоминая об этом времени, Ф.М. Достоевский писал: «Мы заражены были идеями тогдашнего теоретического социализма. Политического социализма тогда еще не существовало в Европе, и европейские коноводы социалистов даже отвергали его. … Но тогда понималось дело еще в самом розовом и райско-нравственном свете».
Вообще, ключевая тематика утопического социализма - вопросы бедности и богатства, власти и угнетения, порабощения и свободы. Именно в бедности, по мнению утопистов, кроется главное зло существующего порядка.
Однако преодоление социальной несправедливости, по мысли некоторых утопических социалистов, невозможно без реформирования института семьи. Новая модель будущей счастливой семьи особенно увлекала Шарля Фурье.
Фурье был убежден, что людям следует организоваться так, чтобы умножение богатства каждого вело к умножению богатства всех. Семья как изолированная хозяйственная единица должна быть упразднена, а вместо нее созданы «домоводческие ассоциации». Домашнее хозяйство следует заменить на общественную кухню и общественное обслуживание. Непременным следствием этого, убежден философ, станет освобождение женщины от домашнего рабства. Отныне свободная от рутинных обязанностей женщина сможет вовлечься в общественное производство и получить равные права с мужчиной.
!!!
Кстати, слово «феминизм» сконструировано именно Шарлем Фурье, убежденным, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса».
Шарль Фурье выделял три возможные формы брака: длительную, временную и мимолетную. В соответствии с особенностями характера и темперамента люди счастливого будущего будут распределяться по трем любовным корпорациям.
- Супружеская. Должна состоять из мужчин и женщин, склонных к верности, постоянству, долгосрочным семейным союзам. Супруги обеспечивают фаланге деторождение.
- Дамуазелат. В нее, по мысли Фурье, войдут принципиально бездетные пары, готовые менять связи.
- Галантная. Здесь вообще все просто. Мимолетные, разнообразные связи свободных мужчин и женщин (в этой корпорации много стилей поведения: здесь и "вакханки", и "баядерки" и "чародеи", и мн.др.).
Если коротко, в новом мире брак будет представлять собой «свободно заключаемый и расторгаемый союз, что обеспечит наилучшее сочетание индивидуумов, а также освобождение женщины. В то же время семья утратит всякое значение»
Примечательно, что сам Фурье в браке не состоял и детей не имел. Однако, вникая в разнообразные формы отношений, мечтал улучшить и усовершенствовать жизнь людей. Он был уверен, что люди в современном ему несвободном обществе вынуждены скрывать свои страсти, подделываясь под общепринятый нравственный стандарт. Однако главные пороки - обман, неискренность, ханжество - легко искоренить, если сделать ставку на естественные человеческие страсти (их он выделял 12 и разделял на три группы).
Главным пропагандистом идей Фурье в 40-х гг. 19 века в России был М.В. Буташевич-Петрашевский. Любивший оригинальность манер и эксцентричность беседы, он привлек на свои знаменитые «пятницы» очень многих талантливых и умных людей.
Идеи Фурье в части реформирования модели семьи увлекали наших утопистов. По свидетельству П.П. Семенова-Тян-Шанского, в кружке Петрашевского были распространены «толки о Нью-Ланарке Роберта Оуэна и Икарии Кабе, а в особенности о фаланстере Фурье» (семейному счастью в фаланстере посвящались выступления, в частности, Баласогло).
Ну и, конечно, самый яркий хрестоматийный пример следования этике Фурье – роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Развивая идею страстей Фурье, Чернышевский также полагал, что кратчайший путь к счастливым отношениям - следование влечению своей натуры и отрицание долга.
Продолжение следует…