Воодушевленный ощущением безнаказанности, Азербайджан пытается создать новые геополитические реальности, которые не исходят из интересов стран, заинтересованных в региональной стабильности.
Посягательство Азербайджана на территориальную целостность Армении – это следствие его агрессии против Арцаха осенью 2020г. и неадекватной международной и региональной реакции на действия Баку.
Воодушевленный ощущением безнаказанности, Азербайджан пытается создать новые геополитические реальности, которые не исходят из интересов стран, заинтересованных в региональной стабильности.
Это заявление и.о. министра иностранных дел РА Ара Айвазяна на встрече в Ереване с иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом можно считать ответом на утверждение официального представителя МИД России Марии Захаровой о том, что “пограничный инцидент не имеет прямого отношения к нагорно-карабахской проблеме” и что “основная причина – отсутствие международно-правового оформления азербайджано-армянской границы, оставшееся в наследство еще с советских времен”.
Советское наследство, что и говорить, – штука архитяжелая, если вспомнить, как в начале ХХ века российскими большевиками и турецко-татарскими бандами кромсалась территория Западной и Восточной Армении, как передавались Азербайджану армянские Нахиджеван и Арцах, территория которого превосходила территорию бывшей Нагорно-Карабахской Республики вместе с районами, освобожденными Армией обороны Арцаха в 1990-х, а после агрессии Азербайджана осенью 2020г. вновь оккупированными азербайджано-турецким террористическим тандемом.
Но даже если отвлечься от событий 100-летней давности, надо очень постараться, точнее, захотеть не увидеть связи между азербайджано-турецкой агрессией против Арцаха осенью прошлого года и агрессией Азербайджана против Армении в мае нынешнего.
Можно было бы согласиться с г-жой Захаровой в том, что подобные ситуации следует решать исключительно мирным переговорным путем. Хотя трудно представить, чтобы Россия, да и любая другая страна, потерпела столь наглое вторжение чьих бы то ни было войск на свою территорию.
Можно было бы согласиться и с видением Москвой долгосрочного решения в запуске процесса делимитации азербайджано-армянской границы с ее последующей демаркацией. Но не в условиях же не прекращающейся агрессии Азербайджана против Армении. Агрессии, а не “инцидента”, как сформулировала представитель МИД РФ.
Да, Россия плотно вовлечена в разрешение ситуации на линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана по линии военных и пограничных служб, внешнеполитических ведомств. Но к снижению напряженности предпринимаемые усилия, увы, не приводят. Может, потому, что Москва не настаивает на выводе азербайджанских ВС с территории Армении?
И в этом контексте выражаемая Россией готовность помогать Армении и Азербайджану в процессе делимитации и демаркации вызывает, мягко говоря, удивление, поскольку без требования вывода войск агрессора с территории Армении и выражения поддержки территориальной целостности Армении такая позиция является, по сути, оправданием действий агрессора, т.е. Азербайджана.
США тоже призывают Армению и Азербайджан начать переговоры по демаркации “их общих международных границ”. Однако, в отличие от Москвы, Вашингтон призвал Азербайджан вывести войска с территории Армении.
Правда, в формулировке США эти территории почему-то названы “спорными”, тем не менее, Вашингтон считает военные передвижения на этих территориях “излишне провокационными и ожидает от Азербайджана отвода всех сил”.
Кстати, США, как заявила поверенный в делах США при Постоянном совете ОБСЕ Кортни Остриан в ответ на обращение главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова, считают, что работа Личного представителя Действующего председателя для наблюдения за ситуацией добавит прозрачность этому процессу и важна для ОБСЕ, Азербайджана и Армении, передает Turan. “Мы обращаемся к Азербайджану и Армении с призывом поддержать его работу.
Важно достичь консенсуса по Единому бюджету в кратчайшие сроки, без утверждения которого масштабная и важная работа ОБСЕ ослабляется. Взаимодействие Минской группы , Сопредседателей и Личного представителя председателя, включая их полный и беспрепятственный доступ по всему региону, поможет разрядить напряжение и предотвратить насилие в будущем”, – заявила Остриан.
И Москва, и Вашингтон призывают Армению и Азербайджан как можно скорее возобновить политический диалог на высоком уровне под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ по таким вопросам, как возвращение военнопленных и других удерживаемых лиц в соответствии с положениями Международного гуманитарного права; обмен всеми данными, необходимыми для осуществления разминирования в затронутых конфликтом районах; снятие ограничений на доступ в Нагорный Карабах, в том числе для представителей международных гуманитарных организаций; сохранение и защита религиозного и культурного наследия; укрепление мер доверия между людьми.
По словам Захаровой, это вопросы, решение которых требует дополнительных усилий. Россия добавила к этому списку вопрос “поощрения прямых контактов и сотрудничества между затронутыми конфликтом общинами”, что тоже вызывает неоднозначные вопросы.
США также призывают обе стороны “избегать разжигания ненависти путем эскалации или воинственной риторики и расследовать предполагаемые нарушения прав человека или нарушения международного гуманитарного права, и привлечь к ответственности виновных.
Эти действия неотъемлемая часть стабильности, справедливости и ответственности. По словам Кортни Остриан, последние события в армяно-азербайджанском приграничье подчеркивают значение всеобъемлющего соглашения, которое касается всех нерешенных проблем и может привести к примирению и нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.
“Мы призываем Армению и Азербайджан к сотрудничеству с сопредседателями как можно скорее для рассмотрения их предложений и совместно принять решение по структурированной повестке дня, отражающей приоритеты сторон “, – отметила американский дипломат.
Однако как можно вести какие бы то ни было переговоры в условиях продолжающейся агрессии Азербайджана против Армении? Во-вторых, именно Баку отказывается от выполнения вышеперечисленных условий, о чем неплохо было бы странам-сопредседателям сказать ему напрямую, а не в паритетной форме.
Несмотря на не снижающуюся напряженность в зоне вторжения азербайджанских войск на территорию Армении и растущие в армянском обществе требования принять жесткие карательные меры в отношении агрессора, официальный Ереван еще не потерял надежду разрулить ситуацию политико-дипломатическими средствами.
Армения продолжит консультации в рамках ОДКБ и с Россией, с которой у нее двустороннее сотрудничество в сфере безопасности. Армения ведет консультации с соседним Ираном, отметил и.о. премьер-министра РА Никол Пашинян, отвечая на вопросы депутатов парламента.
Он исключил возможность невыполнения ОДКБ или Россией своих договорных обязательств. “Позиция России заключалась и заключается в том, что граница Республики Армения является красной линией для Российской Федерации. Весь смысл этих договорных обязательств, интерпретация заключается в том, что нападение на Армению – это нападение на Россию.
Это написано на бумаге. Это означает, что если кто-то может безнаказанно напасть на Армению, то может безнаказанно напасть и на Россию”, – отметил он.
Пашинян, правда, выразил неудовлетворение “скоростью действий ОДКБ” в контексте разрешения ситуации в приграничье и не исключил обращения в Совет безопасности ООН. Пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов в ответ на это заявил, что “информация и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна принята к сведению, работа в соответствии с поручением председателя Совета коллективной безопасности ОДКБ Эмомали Рахмона продолжается”.
Продолжается и агрессия Азербайджана против Армении…
Гаянэ МОВСЕСЯН