Найти тему
Человек-метро

Показываю Сосногорск - уютный город на севере России. Таёжная природа, дома-вагоны и восьминогий кирпичный мутант

Оглавление

Названия советских городов - это вообще особый вид искусства. Если оглянуться назад в историю и посмотреть этимологию наименования старинных городов, то логику проследить порой несложно - тут и прославление имен древних князей (Владимир и Ярославль), использование гидронимов (в честь рек - Москва, Волгоград, Ижевск) и даже в честь птиц, обитавших на местности и закрепившихся в фольклоре (Орёл).

Что же до советских мастеров, создававших в картах и атласах новые топонимы в XX веке, то в иной раз приходится лишь разводить руками - настолько простыми и даже в какой-то степени "дежурными" могут казаться названия. И речь даже не о городах, где стояла важная для того времени политическая задача избавления от царского наследия или восхваления фамилий ключевых большевистских руководителей, а скорее внимание заслуживают населенные пункты, которым посчастливилось стать Горсками, Борсками, Реченсками, Озерсками и прочими.

Вот и сегодняшний город, которым мы заканчиваем наконец-то очередной сезон прогулок по северным городам России, носит достаточно типичное советское название - Сосногорск. По всей видимости, когда принималось важное решение, члены важной комиссии выглянуло в окно и что увидели, то и записали. Конечно, я утрирую и шучу, но сосны и горы в Сосногорске действительно есть.

Тем не менее, название типичное, а вот город - нет. Заваривайте чай, наливайте кофе - прогулка обещает быть долгой и увлекательной!

Эх, Ижма!

Сосногорском населенный пункт не всегда звался. Рядом протекает река Ижма и зачаток общественной жизни - станционный поселок при строительстве железнодорожной магистрали получил по доброй традиции такое же название. Но люди здесь жили и раньше - историки фиксируют присутствие людей здесь и в средневековье и даже в эпоху каменного века.

Первомайский митинг на станции Ижма в 1946 году. Источник: https://railwayz.info/photolines/
Первомайский митинг на станции Ижма в 1946 году. Источник: https://railwayz.info/photolines/

Полноценное развитие территории получили именно с приходом железнодорожной магистрали - с 1937 по 1942 год здесь строилась, а затем начала функционировать Северо-Печорская железная дорога.

Путем невероятной борьбы людей, в большей степени осужденных, ценой их жизни и здоровья в кратчайшие сроки был проложен стратегически важный путь для доступа к воркутинским углям и прочим ценным полезным ископаемым региона.

Про историю этой дороги на страницах статей каналах уже было сказано достаточно, поэтому осталось зафиксировать следующую важную мысль - станция в Ижме изначально имело высокое значение для магистрали. Здесь подразумевалось создать железнодорожный узел с перспективой развития ответвлений в разные стороны, а также создание опорного железнодорожного хозяйства - локомотивного и вагонного депо, баз снабжения, складов и многого другого.

Современное название Сосногорск появилось в 1957 году, когда два посёлка, железнодорожный Ижма и поселок газовиков Сосновка, были объединены в один город.

Современный план города Сосногорск
Современный план города Сосногорск

Город совсем небольшой и оттого кажется очень уютным. Пройти его пешком от начала и до конца можно всего за час. Кстати, изначальный "синтез" из двух поселков ощущается и по сей день.

Посёлок стальной магистрали

Начнем прогулку с железнодорожной части. Она и больше, да и плотность интересностей здесь, как мне показалось сперва, выше.

Гаражи из подручного материала
Гаражи из подручного материала

То, что в городе живут железнодорожники, можно понять буквально въехав в город - гаражи в подавляющем большинстве сделаны из списанных вагонов. Не удивлюсь совсем если среди этих фазенд можно отыскать совершенно уникальные ценные экспонаты.

Жилой фонд Сосногорска представлен преимущественно многоквартирными домами - по большей части это кирпичные пятиэтажки из "фирменного" ухтинского грязно-бурого кирпича.

Сосногорск не стал исключением - по замечательной традиции городов и поселков необъятной Республики Коми здесь также встречаются чудесные и трогательные образцы кирпичной графики:

Самолётик и две ёлочки
Самолётик и две ёлочки

У одной из пятиэтажек заметил непривычные мостики, на которых уютно сидели бабушки. По всей видимости такой подъём ко входам в парадные подъезды обусловлен высотой снега в зимнее время. Вспоминая своё детство, сугробы в этих широтах бывают действительно впечатляющими.

На время отойдём к краю города и спустимся буквально вниз - здесь действительно местность весьма холмистая. Не горы, конечно, как обещает название города, но холмы и пригорки гарантированы.

Внизу железнодорожные предприятия и река Ижма на дальнем плане
Внизу железнодорожные предприятия и река Ижма на дальнем плане

Железная дорога и депо

Так получилось, что холм, на котором стоит город, буквально опоясан железной дорогой, как характерной разделительной полосой.

Перегон Ветлосян - Сосногорск - справа край города Сосногорск
Перегон Ветлосян - Сосногорск - справа край города Сосногорск

Еще на пригорке, спускаясь вниз, в самом краю города можно заметить железнодорожное оживление - буквально рядом с рекой уютно снуют суровые одинокие северные тепловозы, взад и вперед.

Тупики для оборота локомотивов
Тупики для оборота локомотивов

Причиной обилия тепловозов в Сосногорске является свое локомотивное депо. И пускай в череде разнообразных реорганизаций оно сейчас так не называется (в нынешние времена это пункт технического осмотра), всё равно тепловозы сюда регулярно заходят на осмотр, экипировку и для проведения других важных операций.

 Схема путей в границах станции Сосногорск. Основа - сервис https://www.openrailwaymap.org/
Схема путей в границах станции Сосногорск. Основа - сервис https://www.openrailwaymap.org/

Тупики у реки нужны для того, что тепловозы могли выходить из депо на пути станции Сосногорск. С первого взгляда кажется, что такое решение не очень удобно при организации движения, но затем всё-таки понимаешь, что проектировщики того времени были квалифицированными специалистами и на такое путевое развитие однозначно были причины (рельеф, ситуация на местности и т.д.)

На путях пункта технического осмотра, как правило, всегда можно встретить локомотивы. Основу парка магистральных грузовых тепловозов, работающего в этом регионе Северной железной дороги, по-прежнему составляют луганские двухсекционные тепловозы модели 2ТЭ10М, чуть в меньшем количестве 2ТЭ10У.

Тепловозы 2ТЭ10М в ПТОЛ Сосногорск. 2012 год
Тепловозы 2ТЭ10М в ПТОЛ Сосногорск. 2012 год

За двенадцать лет выпуска этих тепловозов (эмки, которые) было построено почти 5 тысяч секций - это достаточно внушительный объем. В своем оригинальном виде машины оборудовались двухтактным дизелем 10Д100 мощностью 3000 лошадиных сил, славящегося своей "экологичностью" и "экономичностью" и восходящего истоками аж к американскому судовому дизелю 1940-х годов.

Добрые северные монстры. 2012 год
Добрые северные монстры. 2012 год

Сейчас же большая часть этих тепловозов прошла различные виды ремонта и их былинные шумные дизели, слышные за километры, сменили на чуть более современные.

В статье я осознанно привожу снимки почти 10-летней давности, так как тогда локомотивы еще работали в радующей мой глаз окраске - преимущественно зеленой. Изредка встречались пассажирские машины с совсем экстравагантными раскрасками, как, например, этот 2ТЭ10Ут:

2ТЭ10Ут-0027 на станции Сосногорск
2ТЭ10Ут-0027 на станции Сосногорск

На тракционных путях депо можно встретить достаточно редкую мотрису (маленький самоходный вагончик для служебных нужд) модели АМ3, выпущенные на Камбарском заводе в Удмуртии. Всего было построено три единицы, но сейчас, к сожалению, в ходу только одна.

Чудо-мостик

Ладно, отвлеклись мы порядочно на тепловозы и теперь надо показать естественную красоту! Рядом с депо протекает река Ухта.

Летом ее назвать сильно полноводной не приходится, но местные рассказывают, что в период половодья подниматься она может весьма внушительно.

Река Ухта
Река Ухта

На другом берегу реки находится село Усть-Ухта с тысячным населением - для удобства прохода жителей к Сосногорску был устроен подвесной мостик.

Честно признаться, ходить по нему в первый раз было немного волнительно - конструкция буквально играет и резонирует, когда по ней едет велосипедист или идут сразу несколько человек.

В 2020-м году несчастный мостик и вовсе смыло половодьем - для жителей села это достаточно негативная история, так как мост позволять существенно сократить путь к социальным объектам: школам, аптекам, магазинам и т.д.. Альтернативный путь в Сосногорск имеется, но это более шести километров по автодороге с порядочной "петлей". К счастью, сейчас переправа вновь действует.

А вообще места там красивые. Сосны, песочек - душой отдыхаешь.

Сосны на речном берегу
Сосны на речном берегу

Вокзал в контейнере

Возвращаемся обратно в город и заглянем теперь уже на саму станцию Сосногорск. Мимо неё все равно не пройти, а показать и рассказать есть что.

Станция Ижма (Сосногорск). Из коллекции пользователя Юрий1971 на сайте https://railwayz.info/photolines
Станция Ижма (Сосногорск). Из коллекции пользователя Юрий1971 на сайте https://railwayz.info/photolines

Примечательно, что достаточно долгое время в Сосногорске сохранялся оригинальный деревянный вокзал. Очевидно, что к десятым годам XXI века здание явно было и физически и морально устаревшим, но дух истории он передавал замечательно.

К сожалению, вокзал снесли и пока строилось новое здание пассажиров обслуживал самой натуральный контейнер. Особенно забавно выглядела информационная табличка с дублированием на английский язык. Такой вот Темпорари Стейшн получился вместо Сосногорска.

Temporary Station
Temporary Station

Конечно, отбросив ностальгию по былым временам, трезво отмечу, что новый вокзал, конечно, требовался - с удобными и светлыми залами, туалетами и прочими современными удобствами. Но может имело смысл возвести его на соседнем участке, сохранив старую постройку? Как считаете вы?

Новый вокзал выглядит помпезно, в духе станционных построек сталинских времен, хотя в основе лежит современная каркасная конструкция - кирпичных монументальных подоконников в три кирпича здесь не найдешь.

Но вообще надо отметить и похвалить ту замечательную тенденцию компании "Российские железные дороги" в реконструкции существующих и строительстве новых вокзалов - очень много хороших примеров, где видно, что проекты делались со вкусом. Взять тот же вокзал в Иваново, который относительно недавно открылся после ремонта.

Проектный фасад нового вокзала в Сосногорске. Источник: http://1520.ru
Проектный фасад нового вокзала в Сосногорске. Источник: http://1520.ru

И, кстати, хорошо, что реализовали именно этот проект, ведь были варианты сделать попроще, в духе популярного в некоторых регионах безвкусного капрома (сокр. от капиталистический романтизм) - проще говоря, в виде безликого провинциального торгового центра с обилием стекол и сэндвич-панелей. Посмотрите сами - хотели бы такой вокзал?

Станция и железнодорожные артефакты

По местным меркам станция достаточно большая - 11 приемо-отправочных путей и десяток различных ответвлений, подъездных путей, тупиков. Сверху выглядит так:

Вплоть до относительного недавнего времени автомобильное сообщение между некоторыми населенными пунктами, включая крупные города, находящимися севернее Сосногорска было затруднительно, а порой даже невозможно. Из Воркуты, например, и сейчас на личном авто съездить на летний отдых местному жителю не удастся своим ходом - нет дороги. В других случаях дорога может и есть, но она такая, что личным автомобилем должен быть полноприводный УРАЛ или КРАЗ.

Примерное состояние некоторых дорог на севере Республики Коми для понимания проблемы
Примерное состояние некоторых дорог на севере Республики Коми для понимания проблемы

По этой причине #Сосногорск долгие годы был своеобразным транспортным хабом, где многочисленные автовладельцы вставали в очередь, чтобы погрузить своё авто на железнодорожную платформу и получить возможность отправить вместе своего железного коня вместе с собой до родной станции.

Погруженные автомобили в ожидании формирования поезда
Погруженные автомобили в ожидании формирования поезда

Удовольствие не из дешевых - фрахтовка целой платформы (на нее помещается до трех легковушек) обойдется в сумму примерно 120 тыс. рублей за 500 километров проезда. Наверное оно того стоит, разве что ожидание погрузки может заниматься порядочное время.

И вот мы, друзья, подошли, пожалуй, к одной из самых интересных особенностей станции, которой, к сожалению, больше нет. Это обилие старинных вагонов, которые можно было обнаружить в разных уголках станции. Вот, например, достаточно старый крытый вагон, построенный аж в 1951 году.

Крытый вагон 1951 года на станции Сосногорск. 2012 год
Крытый вагон 1951 года на станции Сосногорск. 2012 год

Рядышком на путях скучали уставшие снегоочиститель и тендер от паровоза "Л":

В другом уголке станции, чуть севернее, обнаружилась аж целая стоянка железнодорожных редкостей, разместившихся в отдельных тупиках:

Удивительно, но эти вагоны десятилетиями использовались для проживания людей. Представьте себе, что это были самые настоящие дома на колесах, по аналогии с американскими трейлерными парками. У проживающих здесь даже была прописка.

Когда из вагонов людей переселили я, к сожалению, не знаю, но в 2012 году они уже явно были необитаемыми.

Сохранить же этот небольшой железнодорожный музейный уголок не удалось - вагоны были утилизированы.

Сейчас остались только тупики...
Сейчас остались только тупики...

Уютный уголок и восьминогий кирпичный мутант

Станцию мы осмотрели и теперь идём дальше. Да, друзья, сегодня обзор получается какой-то в максимальной степени железнодорожным. Но осталось немного - спасибо за ваше терпение!

Три пути уходят в левую кривую и на заднем плане мы видим вторую половину города
Три пути уходят в левую кривую и на заднем плане мы видим вторую половину города

Сейчас мы отправимся смотреть железнодорожный путепровод, который расположен во второй составной части города, бывшей некогда поселком газовиков при Сосногорском газоперерабатывающем заводе. Завод, кстати, действует по сей день.

Выберемся наконец-то на улицу с автомобильным движением. Машин немного - оно и понятно, городок небольшой, всего 25 тысяч человек. Встречаются забавные автосюжеты - смотрите фото в подборке.

На подход к "газовой" части города нас встречает так называемый шестой микрорайон. Здесь уже начали встречаться девятиэтажные многоквартирные дома - тоже своеобразный показатель статуса.

На карте
На карте

Высотками выше пяти этажей просто так не разбрасывались в малых городах при СССР - требовалось обоснование, материальная база и пр.

От жилых массивов неожиданно стала уходить уютная асфальтированная тропа в лесу - по ней можно вновь выйти к железной дороже и самому краю поселка газовиков.

По местным меркам получилось просто шикарное благоустройство для пеших прогулок и катаний не велосипеде. Вполне под стать некоторым финским городам
По местным меркам получилось просто шикарное благоустройство для пеших прогулок и катаний не велосипеде. Вполне под стать некоторым финским городам

Здесь, на задворках домов в полосе отвода железной дороги, традиционно расположились гаражи. Конкретно этот уголок города мне показался особенно душевным и уютным.

Видимо потому, что дома здесь невысокие, максимум четыре этажа. Сразу представляется такая локальная община, где все друг друга знают в лицо или, как в той песне Варум, где без спросу ходят в гости...

Понятно, что я несколько идеализирую, но хочется верить, что здесь живут добрые и замечательные люди. Только такие мне и попадались в поездках в Республику Коми.

Во дворе есть школа и она тоже удивительна. Видно, что с годами здание расширялось и приходилось прибегать к небанальным решениям.

Судя по всему, изначально в школе не было спортивного зала и его пристраивали позднее. Для того, чтобы школьники в любое время года могли "по-сухому" попадать из одного здания в другое был возведен чудаковатый переход - оцените его сами! Напоминает какое-то фантастическое существо на 8 ногах.

Есть в этом районе Сосногорска малоэтажные кирпичные и деревянные дома...

...и высокие высотки

Железка над железкой

Обойдя дома этого чудесного района мой внутренний компас вновь притянул меня к железной дороге - мы идём смотреть единственный в городе путепровод, который разводит стальные пути на разные направления.

На схеме это место выглядит так:

Схематично. Основа - сервис https://www.openrailwaymap.org/
Схематично. Основа - сервис https://www.openrailwaymap.org/

Подъем на путепровод начинается заблаговременно - всё-таки это железная дорога, а не метро, где горки могут быть очень крутыми

Начало подъема на путепровод. Удивительно, что здесь не сделали остановочный пункт - напрашивается - рядом многоквартирные дома, а до самой станции уже порядочно
Начало подъема на путепровод. Удивительно, что здесь не сделали остановочный пункт - напрашивается - рядом многоквартирные дома, а до самой станции уже порядочно

Путь, поднимающий вверх, это начало ответвления в сторону посёлка городского типа Троицко-Печорска, расположенному юго-восточнее Сосногорска в 162 километрах.

Первые поезда здесь пошли только в 1975 году - таким образом на тот момент прошло более 40 лет с запуска северо-печорской магистрали, которая связала богатые угольные залежи Республики с центральной частью РСФСР. По этой причине путь и огибает основную магистраль, но вопрос у меня остается следующий - зачем было возводить достаточно дорогостоящее искусственное сооружение, если можно было задействовать существовавшую уже на тот момент трассу подъездных путей, ведущих к газоперерабатывающему заводу и ТЭЦ? Поделитесь своими соображениями, друзья, если знаете.

Путь уходящий снизу направо ведет в сторону завода
Путь уходящий снизу направо ведет в сторону завода

В самом путепроводе нет совершенно ничего примечательного, кроме того, что, взобравшись на него, можно сделать неплохие фотографии.

В день съемок мне посчастливилось застать грузовой поезд. Отличная иллюстрация, демонстрирующая особый уровень экологичности северных тепловозов)

На языке железнодорожников, кстати, это называется "дать медведя". Локомотив по всей видимости преодолевает подъем, оттого и повышенная нагрузка на дизель.

Проводив глазами, скрывшийся за горизонтом хвост поезда, я подумал, что это должно стать красивым поводом плавно заканчивать прогулку и двигаться в сторону автобусной остановки...

Всё, достаточно уже на сегодня железных дорог, как, впрочем, и прогулок вообще - настала пора прощаться с уютным Сосногорском. Спасибо городу, спасибо его жителям и спасибо вам, дорогие читатели, что прочитали до конца и немного познакомились с северным городом. Возможно, я показал его немного однобоко, но таков творческий взгляд.

Как и прежде буду рад вашим вопросам, исправлениям и ценной информации. Очередной тур по Северу закончен - впереди снова метро.

Подписывайтесь на канал - впереди масса интересного!

#блогиувлеченныхлюдей #туризм