Найти тему
Старая Зануда

Крильон - маяк Камня Опасности

На самом деле, Крильон – это юго-западный мыс острова Сахалин. Оконечность суши впервые описал Жан Франсуа де Гало, граф Лаперуз в 1787 году и назвал по имени военачальника-современника Луи де Бальба де Бортона де Крийона (в некоторых источниках, Крильона). А Камень Опасности – небольшой островок, расположенный посреди пролива Лаперуза, почти напротив мыса. Маяк расположен на Камне Опасности (является автономным), а называется Крильон.

-2

Вроде, пролив Лаперуза невелик, зачем строить маяк? Мореплаватели, которые ходили в тех местах, только усмехнутся в ответ. В районе возникают густые туманы, причем, опускаются они весьма неожиданно. Вдобавок для местности характерны сулои, когда морская вода внезапно «закипает». Эффект вызывается сочетанием волновых и вихревых движений водных масс. Теперь представьте, что будет, если туман и сулой возникнут одновременно? Тем, кто в этот момент находится в плавании, сложно причалить к Сахалину без сигналов, подаваемых маяком.

-3

В общем, Фаро здесь был необходим всегда. Вопрос заключался только в том, кто его построит. В Х1Х веке Российская Империя начала осваивать Сахалин. Правда, использовался остров, как место ссылки опасных преступников: все равно каких, уголовных или политических. Но транспортное сообщение требовалось развивать, и в 1883 году на Камне Опасности возвели первый маяк.

Башня была деревянной, имела форму пирамиды. Инженеры использовали особенности рельефа Камня Опасности, поэтому невысокое строение (всего 9,15 метров от уровня земли) поднималось на 41,2 метра над уровнем моря. Фонарь представлял комплекс из 15 масляных ламп с рефлекторами. Установили тип маячного огня: белый постоянный свет с красным раструбом в сторону Камня Опасности. В первую рабочую смену Крильон протестировала канонерка «Соболь». Результат впечатлил: яркий свет четко виден на расстояние 15 морских миль (около 28 километров).

Но уже через 6 лет стало ясно: требуется реконструкция непрочной башни, да и световой сигнал следует давать на большее расстояние. Новый маяк строил инженер-полковник, член Императорского русского технического общества К.И. Леопольд. К тому времени Константин Иванович уже возвел сигнальные сооружения на Черном и Азовском морях. Наиболее известные его работы – Сочинский и Пицундский маяки.

Леопольд спроектировал Крильон так, чтобы башня совмещалась с жилыми помещениями смотрителя и команды. Основной материал – японский кирпич красного цвета. Деревянные конструкции выполнялись из орегонской сосны, которую везли через Камчатку с Американского континента.

Особенное внимание Леопольд уделил оптике. Для Крильона закупили оборудование во Франции. Приборы второго разряда концерна «Barbier & Company» оказались такими надежными, что некоторые (это касается, в первую очередь, фонарного сооружения) служат до сих пор! Штормовое остекление особенно впечатляет: стекла толщиной 10 мм имеют форму трапеций высотой более 2 метров каждое! Такому помещению не страшны самые лютые бури!

Непосредственно светооптический аппарат имел высоту более 2 метров. И масляные лампы предшественника (все 15 штук) заменили керосиновым светильником. Само решение оказалось довольно интересным. Инженеры расположили 5 концентрических светилен разного диаметра: от 25 до 105 мм. И такой прибор стал подавать сигнал 150 000 свечей, что намного превысило несколько сотен свечей, даваемых 15-ю масляными лампами. Правда, хлопковые фитили оказались слишком прихотливы: они не выносили пыли и влаги. Но все-таки такая лампа – последнее слово техники того времени! В результате Крильон стал давать сигнал на 18 морских миль (более 33 километров). Кстати, тип сигнала остался прежним: постоянный белый с красным сектором в сторону Камня Опасности.

Не пропустите продолжение рассказа о маяке Крильон!

Мой Инстаграм

#маяк #смотритель #смотритель маяка #маяк смотритель #вакансия маяк #музей маяков #музей маячной службы #вакансия маяк