Найти в Дзене
⚡ Инженерные Знания

Как делают рельсы

Оглавление

Железнодорожный транспорт не сможет ездить, если не будет железных дорог. Это касается и поездов в метро, и трамваев, что в общем-то, логично.

Железная дорога стандартная
Железная дорога стандартная

Железная дорога - конструкция довольно простая и была придумана ещё в древнем Риме. Но есть там свои хитрости. Любая железная дорога включает в конструкцию рельсы. Их нужно как-то изготовить и это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Рельсы - это не просто два металлических куска, расположенных параллельно друг другу, а целая инженерная конструкция, для изготовления которой требуется использовать определенные подходы. Даже при использовании отработанной технологии периодически случаются такие несчастья, как выброс рельс или другие их непроизвольные повреждения.

Рельсы для железнодорожного транспорта традиционно изготавливаются из углеродистой стали. Качество любой стали определяется её химическим составом, микроструктурой и макроструктурой. Поэтому, все эти параметры должны контролироваться и на реальном производстве проверяются на так называемом ОТК. Контрольные образцы отбираются произвольно от каждой стандартной партии и исследуются на соблюдение обозначенных норм.

В состав исходного материала входит целый букет легирующих добавок. Это и марганец, который повышает твердость, кремний, который повышает износостойкость, ванадий и цирконий, которые выравнивают структуру стали.

Примеси фосфора и серы являются вредными и повышают хрупкость изделий, что категорически недопустимо.

После приготовления сплава по соответствующей рецептуре, из него изготавливается продукт для переплавки или так называемая шихта. Она плавится при определенном режиме, а полученные отливки подлежат обработке давлением.

Приготовление сплава
Приготовление сплава

Тут возможны два варианта - или сначала подготавливаются металлические чушки для дальнейшей обработки, или соответствие рецептуре достигается в процессе переплавки.

Отливки, которые внешне напоминают параллелепипеды, являются полуфабрикатом. На следующем шаге их вновь нагревают для подготовки к горячей обработке давлением.

Раскатка блока
Раскатка блока

Разогретый блок попадает под каток, который раскатывает металлические изделие в длину аналогично тому, как скалка раскатывает тесто. Нагрев нужен для исключения появления дефектов и внутренних напряжений. Ну а получившиеся хлысты нарезают и вновь нагревают.

Следующий этап - окончательное придание формы рельса, которую мы так привыкли видеть на железных дорогах.

Придание окончательной формы
Придание окончательной формы

Делается это тоже посредством горячей прокатки. Процесс повторяется несколько раз для каждого из изделий. Затем происходит торцевание или выравнивание концов, ну а готовый продукт отправляют остывать в специальные контейнеры.

Делается это не случайно. Медленное охлаждение позволяет получить более равновесную структуру. Но при этом возможно отклонение от правильной геометрической формы. Поэтому, готовые остывшие рельсы вновь прогоняют уже в холодном виде через станки, которые выравнивают их сначала в горизонтальном, а затем и в вертикальном направлениях.

Получается, процесс не настолько прост, как может показаться на первый взгляд. Интересно отметить, что всё это происходит в автоматическом режиме!

Советую также прочитать на нашем канале:

-----

Поддержите наш проект лайком и подпиской ;)!

Смотрите нас на YouTube и присоединяйтесь к нашему Телеграм!