Очень интересно в перевернутой этике понимается лицемерие.
Меня тут пару раз обвинили в этом, так что хочу порассуждать.
Давайте опять обратимся к канонической трактовке термина. Лицемерие, как пишет нам наша любимая Википедия, это «моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели».
Понятно, да? Вешать человеку на уши лапшу о том, как вы его любите, но при этом просто использовать его в своих корыстных эгоистических целях – это лицемерие. Убеждать людей, что они хорошо живут на 17 тысяч рублей в месяц, но при этом строить себе дворец за 100 миллиардов – это лицемерие. Говорить о желании мира во всем мире, но втайне развязывать и финансировать гибридную войну или поддерживать диктаторские режимы – это лицемерие.
Это в норме. В классической этике.
В перевернутой этике все совсем не так.
Вы можете сколь угодно быть добропорядочным и законопослушным членом общества, горячо любить свою семью, заботиться о близких и заниматься общественно-полезным делом, но при этом вас все равно обвинят в лицемерии. Мол, жену вы как-то не так на фото в инстаграме обнимаете – наверное, не любите ее на самом деле? Общественно-полезным делом тоже явно не из жажды справедливости занимаетесь – ну явно же за печеньки Госдепа?
Самоотверженных врачей подозревают в любви к подношениям, хороших добрых учителей, которые видят в детях людей – в том, что они хотят выглядеть хорошими в глазах учеников (а почему это плохо, кстати?). В благотворителях подозревают мошенников (бывает, но не все же), в юристах, правозащитниках и журналистах (не пропагандистов) – двойную мораль и всю ту же жажду наживы. Когда я пишу статью о том, что искренне считаю алименты устаревшим и ненужным для нормальных людей инструментом, меня обвиняют в лицемерии.
В парадигме перевернутой этики вас обвиняют в лицемерии именно тогда, когда вы говорите правду.
Но почему?
Люди, которые не видят никакого смысла в морали, нравственности, порядочности, ответственности и искренней любви к ближним, не в состоянии эту самую нравственность и порядочность распознать и идентифицировать.
Проще будет сказать, что люди судят по себе, но это не совсем верно. Это именно что категория ценностей. Мы поражаемся убийствам и терактам, ужасаемся им, потому что для нашего сознания они не постижимы. Нам невозможно вообразить, что кто-то их хладнокровно и расчетливо планирует и готовит. Их просто нет в нашей шкале ценностей.
А у кого-то в шкале ценностей нет бескорыстной любви и семейной привязанности. Поэтому ему и трудно представить, как можно любить свою жену, например, когда ты известный политик, суперзвезда или гений изобретательства, и весь мир и все женщины мира у твоих ног. Будучи на месте такой суперзвезды, этот кто-то точно заведет себе гарем, а жену будет любить для журналистов.
Обладающий развращенным, грубым и непорядочным мировоззрением человек долгое время был вынужден притворяться. Ну, пока в нашем обществе если и не соблюдалась по факту, то хотя бы транслировалась на словах нормальная этика. С недавних пор маски сняты, перевернутая этика воцарилась, и чудовищам больше незачем лицемерить.
Но как это было, они хорошо помнят. А если порядочности для них не существует, а в лицемерии они знают толк, то и подозревают в ней нормальных людей.
Потому что просто не знают, что такое – нормально.