Фильм "Спартак" 1960 г. Историческая драма. Экранизация одноимённого романа американского писателя Говарда Фаста, в основе которого лежит одно из ключевых событий мировой истории - восстании Спартака против Римского владычества. За сценарий отвечал мною уважаемый Далтон Трамбо (спасибо Кирку Дугласу, что не позволил убрать его имя из титров, что стало признанием заслуг этого смелого человека, не побоявшегося бросить вызов системе), поэтому мимо этой картины я пройти не смог, и даже большой хронометраж меня не остановил (три часа шестнадцать минут). С удовольствием посмотрел - и не остался разочарованным, и вот вам моё краткое мнение - История гладиатора, победившего Рим. Несмотря на мой восторг и заслуженные плюсы, намерен подложить ложку дёгтя и расписать незначительные минусы, без которых не обошлось. На этом позвольте завершить со вступлением и перейти к сути.
Итак, плюсы:
1. Рассказанная история - мы сейчас не берём сценарий (который вышел рваным и имеет ещё кучу всякого), а возьмём центровую историю. Картина рассказывает о жизни и смерти легендарного вождя восставших рабов и гладиаторов Спартаке, который своими энергичными действиями несколько лет наводил ужас на римлян в их родном доме и смог победить несколько раз самую дисциплинированную и сильнейшую армию Древнего Мира - Римскую, используя только силу воли, хитрость, грамотное управление и сумев превратить толпу беглых рабов и гладиаторов в настоящую армию. А подавить это восстание должен Марк Лициний Красс - самый знаменитый и могущественный патриций Рима, стоящий во главе многочисленных легионов. Красс опасный соперник, ведь он не бросается в драку с рвением фанатика. Оба олицетворяют собой два противоположных мира, ненавидящих друг друга. Спартак - это лицо многочисленных рабов и отчасти простых людей, которых римская аристократия презирает, считая их "пылью под ногами". Красс - лицо Рима - колосса, который уже начинает подтачивать себя, лицо аристократии, богатеев, олигархии, которая хочет только приумножить своё богатство, болтая о патриотизме и "величии Рима". Оба врага показаны людьми, со своими сильными и слабыми сторонами, хотя и Спартак вызывает больше симпатии, поскольку его образ более притягателен для простого зрителя. И несмотря на некоторые оговорки (ведь подлинной истории Спартака никто не знает до того момента, когда он стал рабом, даже о смерти его нет точного мнения, хоть и считается, что он погиб в последнем бою), перед нами рассказ о мужественном человеке, который совершил казалось бы невозможное - поднял восстание в Италии и заставил Римлян дрожать от страха от одного своего имени. И хотя он проиграл - его имя навсегда вошло в мировую историю. Что и говорить, ведь даже русский футбольный клуб носит его имя. Романтическая линия пришлась к месту, и не выглядит лишней. В итоге сама рассказанная история получилась крепкой и оставляющей глубокий след в душе каждого, кто её посмотрел.
2. Политические интриги - казалось бы, что во время такого события, как восстание рабов Рим должен выступить единым фронтом против Спартака, а вот и нет. Наоборот, это событие ещё больше углубило противоречия между провластными группировками и не только (патрициями и плебеями, Сенатом и военными, сторонниками республики и диктатуры). И хотя некоторые из них очень уж напоминают день сегодняшний, это только подтверждает тезис, что времена меняются, а вот люди - никогда. И данная картина это отлично иллюстрирует. Вот вам и ответ, почему восстание Спартака продолжалось целых два года.
3. Эпичность - массовки тут много, поэтому зритель ощущает тот грандиозный размах данного исторического события. Моё уважение создателям, ведь вся массовка - это живые люди, и драки настоящие, без использование компьютеров и прочих инструментов. Особенно это радует во время финальной битвы.
4. Сражения, драки - конечно сейчас они не способны вызвать восторг и азарт, как в год выхода, но не отдать должное актёрами, которые ради этого тренировались, приводили себя в форму, оттачивали каждое движение, я просто не имею права. Спасает положение массовка и огромное количество костюмов и военного снаряжения, которое соответствует исторической эпохе.
5. Музыка - композитор Алекс Норт создал для картины хорошую музыку при том, что это был его дебют в большом кино, и успех картины способствовал его карьере. Эпичность, грандиозность, драматизм, боль, успех, надежда - все эти мотивы есть в данной музыке.
5. Актёрская игра - не последнюю роль в успехе картины сыграли актёры с большой буквы, без которых эту картину себе представить просто невозможно. Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Тони Кёртис, Джин Симмонс и другие сыграли на высоком уровне. Их героям веришь, за них переживаешь, ими проникаешься.
Итак, минусы:
1. Увертюра и антракт с чёрным экраном - это придирка, но почему нельзя было бы добавить статичную картинку или кадр во время проигрывания? Это было так сложно сделать? Простите не поверю!
2. Рваный сценарий - я знаю, что он переписывался несколько раз, и Далтон Трамбо - это лучшее, что в итоге получилось. Но всё равно за борт было выброшено многое. Даже прорыв Линии Красса на Регийском полуострове не вставили (может бюджета не хватило?), а ведь там был построен огромный вал, заполненный водой, который Спартак преодолел со своей армией. Ещё непонятен путь Спартака - ведь он в сущности прошёл с боями всю Италию, но не вернулся домой с остальными только потому, что не захотел бросать отколовшихся от его армии братьев. Даже подводка к финальному бою - совершенно никакущая. Я уже не говорю о такой смешной вещи, как гарнизон Рима (которого в то время не было). Да и Спартак был не единственным вождём восставших, просто он самый известный. Увы, но с фактами не поспоришь!
Немного о главных героях:
1. Спартак в исполнении Кирка Дугласа - бывший фракийский воин, поднявший восстание против Рима и собравший армию. Смелый и мужественный борец за свободу своих людей и всех рабов Рима. Герой на века, который из обычного человека превратился в легенду, которая и сейчас актуальна. Образец справедливости, хотя в картине его образ облагородили, да и харизма Кирка Дугласа сыграла не последнюю роль. Браво Кирк!
2. Марк Лициний Красс в исполнении Лоуренса Оливье - римский патриций, могущественный политик и опытный полководец, которому поручено избавить Рим от Спартака. Амбициозный политик, который ищет выгоды для себя, даже за счёт тяжёлого положения государства. Лоуренс Оливье был великолепен в роли Красса. В его движении, взгляде чувствуется подлинный аристократизм, который был здесь очень уместен. Браво! Тем более, что данного актёра я открыл для себя в отличной камерной картине "Игра навылет" 1972 года.
3. Вариния в исполнении Джин Симмонс - возлюбленная и жена Спартака, верная боевая подруга, которая пошла за ним в этот разрушительный поход по землям Рима. Между героями чувствуется та самая "искра", да и актёры постарались. Браво Джин!
Еще здесь сыграл роль второго плана знаменитый Тони Кёртис, который запоминается.
Рад, что открыл для себя данную картину и не зря она отхватила аж четыре "Оскара", хоть и не обошлось без минусов. Даже в СССР картина имела грандиозный успех у зрителей, а в США удачно вышла и стала предвестником заката эпохи маккартизма.
В итоге имеем отличную историческую драму о грандиозном восстании гладиатора, с хорошим сценарием, эпичностью, отличной музыкой и великолепными актёрскими работами.
Моя оценка 9 из 10 и моя рекомендация к просмотру!
- Голодному автору на пропитание: Сбербанк- 4276 1700 1707 2752
- Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
- Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
- Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!