Найти тему

Как выбрать кружок робототехники для ребенка?

Оглавление

Количество организаций дополнительного образования детей в сфере робототехники быстро растет. В одном только Санкт-Петербурге их уже более 80, по данным каталога кружков робототехники и ЦМИТ (Центров Молодежного Инновационного Творчества) от Edurobots.

Поэтому родители нередко сталкиваются с дилеммой, как выбрать подходящее место обучения, и на что обратить внимание в процессе: на репутацию, команду, программу обучения, или же все вместе? Разбираемся вместе с экспертами РОББО.

Как показывает практика, чаще всего родители отдают своих детей в секции дополнительного образования по рекомендации знакомых. Если же они выбирают детский клуб самостоятельно, они обращают внимание на расположение кружка (недалеко от дома или работы) и стоимость занятий.

-2

Несомненно, все это важно. Но решая, куда отдать ребенка для изучения программирования и робототехники, нужно принимать во внимание намного больше факторов.

К примеру:

  • Бывают случаи, когда педагог отдает ребятам робототехнические конструкторы и разрешает делать с ними все, что хочется.
  • Или, наоборот, слишком строго придерживается правил и не оставляет детям простора для творчества. В обоих случаях от занятий проку мало.

Мы предлагаем при выборе кружка робототехники задаться следующими вопросами:

Выстроена ли в клубе логическая последовательность обучающих модулей с опорой на возраст ребенка?

-3

В разном возрасте ребенку свойственны различные особенности восприятия информации. К примеру, младшие школьники не поймут, если пытаться объяснить им базовые принципы работы светодиода и резистора.

Им нужно «разжевывать» основы электроники, программирования и робототехники в игровой, исследовательской формах, на примерах из жизни. Такие нюансы должны быть предусмотрены учебной программой.

Есть ли у курса четкая содержательная структура на основе постепенной (от простого к сложному) многолетней подготовки?

-4

К примеру, в наших «РОББО Клубах» есть несколько групп: 5-6 лет, 7-9 лет, 11-15 лет, 15+, — и в каждой из них своя учебная программа. Так, младшие школьники начинают обучение с визуальной языковой среды Scratch, которая не требует запоминания семантики кода.

Они просто переносят кубики из одного поля экрана в другой. Это позволяет детям быстро освоить логику креативного программирования и перейти к решению более сложных задач.

Ребята постарше постепенно изучают ScratchJunior, Ardublock, Arduino IDE, Proccessing и AppInventor. Дети старшей группы работают непосредственно с платой Arduino и осваивают проектирование электронных устройств.

Таким образом, они со временем, обычно на протяжении 5-7 лет, получают фундаментальные знания обо всех аспектах программирования. И после окончания всего курса могут легко переключиться на «взрослые» языки и поступить в вуз по специальностям, связанным с разработкой.

Ориентирована ли программа на развитие творческого потенциала детей?

-5

Если дети на каждом занятии собирают робототехнические конструкторы по шаблонам: сначала нажмите на кнопку А, потом на кнопку Б, и никак иначе, — в этом мало пользы. В современном кружке ребятам следует предлагать не готовые схемы и шаблонные решения, а технические задания.

Каждый ребенок должен самостоятельно прийти к решению задачи, найти собственный путь. Естественно, при поддержке и под контролем педагога. Этот подход учит детей думать креативно и действовать нестандартно. Именно из таких кружков выходят настоящие инноваторы будущего.

Помогают ли курсы закрепить навыки Future Skills (компетенций будущего)?

-6

Агентство стратегических инициатив прогнозирует, что уже через десять лет на рынке появится около 350 новых профессий на стыке ИТ и отраслевых знаний. Уже сейчас понятно, что ИТ-ландшафт полностью изменится.

Например, в сфере робототехники будут востребованы такие специалисты, как:

  1. проектировщик промышленной робототехники и домашних роботов;
  2. конструктор нейроинтерфейсов по управлению роботами;
  3. проектировщик-эргономист;
  4. оператор робототехнических комплексов;
  5. специалист по механике и многие другие.

Некоторых из этих профессий пока просто не существует.

Поэтому в учебной программе кружка должно быть предусмотрено обучение не только азам программирования, но и навыкам будущего, таким как гибкое, системное мышление, умение быстро адаптироваться к новым задачам и инновационным продуктам, навыки работы в команде. А также основам робототехники, механики и электроники.

Выстроена ли учебная программа на open-source технологиях?

-7

Свободное программное обеспечение дает детям возможность изучить исходный код программного обеспечения, разобраться, как все работает, почему код должен быть написан определенным образом, и что будет, если внести в него изменения.

Но в мире технологий существует и свободное аппаратное обеспечение! Любая деталь open-source робота может быть изучена и изготовлена ребенком самостоятельно. Благодаря этому ребята глубоко погружаются в технологические детали программирования и создания роботов. И из них выходят отличные инженеры.

Какие проекты ребенок выполнит по итогам обучения?

-8

Детям очень важно получать знания и в области проектной деятельности. Проектный метод нацелен на то, чтобы научить ребенка самостоятельно искать пути достижения поставленных целей.

Кроме того, метод проектов развивает у детей такие навыки, как творческое мышление, умение наблюдать, анализировать явления, проводить сравнения, обобщения и делать выводы.

Наконец, он учит школьников эффективно работать в команде. Все это — одни из самых полезных навыков, которые точно пригодятся им в будущем при устройстве на работу в сфере ИТ.

К примеру, в «РОББО Клубах» дети по итогам обучения самостоятельно или в команде придумывают и презентуют свой проект. Это может быть «РОББО-сказка», то есть история и снятый по ней цифровой мультфильм с роботом, игра, викторина на языке программирования Scratch, или же разработанное мобильное приложение.

Есть ли квалифицированная команда разработчиков и методистов?

Очень важно узнать, кто автор оборудования, программного и аппаратного обеспечения, на котором ведется обучение, а также методик обучения.

Одно дело, когда это собственная разработка кружка или сети клубов. И совсем другое, если его основатели просто взяли готовые зарубежные шаблоны и даже не попытались адаптировать их к российским образовательным реалиям.

-9

В том случае, если вы ответите положительно на все или почти все из перечисленных вопросов, будьте уверены: робототехнический кружок дает детям действительно актуальные и полезные знания и готовит их к будущему. В таком случае можете без опасений доверить клубу образование вашего ребенка.