Количество организаций дополнительного образования детей в сфере робототехники быстро растет. В одном только Санкт-Петербурге их уже более 80, по данным каталога кружков робототехники и ЦМИТ (Центров Молодежного Инновационного Творчества) от Edurobots.
Поэтому родители нередко сталкиваются с дилеммой, как выбрать подходящее место обучения, и на что обратить внимание в процессе: на репутацию, команду, программу обучения, или же все вместе? Разбираемся вместе с экспертами РОББО.
Как показывает практика, чаще всего родители отдают своих детей в секции дополнительного образования по рекомендации знакомых. Если же они выбирают детский клуб самостоятельно, они обращают внимание на расположение кружка (недалеко от дома или работы) и стоимость занятий.
Несомненно, все это важно. Но решая, куда отдать ребенка для изучения программирования и робототехники, нужно принимать во внимание намного больше факторов.
К примеру:
- Бывают случаи, когда педагог отдает ребятам робототехнические конструкторы и разрешает делать с ними все, что хочется.
- Или, наоборот, слишком строго придерживается правил и не оставляет детям простора для творчества. В обоих случаях от занятий проку мало.
Мы предлагаем при выборе кружка робототехники задаться следующими вопросами:
Выстроена ли в клубе логическая последовательность обучающих модулей с опорой на возраст ребенка?
В разном возрасте ребенку свойственны различные особенности восприятия информации. К примеру, младшие школьники не поймут, если пытаться объяснить им базовые принципы работы светодиода и резистора.
Им нужно «разжевывать» основы электроники, программирования и робототехники в игровой, исследовательской формах, на примерах из жизни. Такие нюансы должны быть предусмотрены учебной программой.
Есть ли у курса четкая содержательная структура на основе постепенной (от простого к сложному) многолетней подготовки?
К примеру, в наших «РОББО Клубах» есть несколько групп: 5-6 лет, 7-9 лет, 11-15 лет, 15+, — и в каждой из них своя учебная программа. Так, младшие школьники начинают обучение с визуальной языковой среды Scratch, которая не требует запоминания семантики кода.
Они просто переносят кубики из одного поля экрана в другой. Это позволяет детям быстро освоить логику креативного программирования и перейти к решению более сложных задач.
Ребята постарше постепенно изучают ScratchJunior, Ardublock, Arduino IDE, Proccessing и AppInventor. Дети старшей группы работают непосредственно с платой Arduino и осваивают проектирование электронных устройств.
Таким образом, они со временем, обычно на протяжении 5-7 лет, получают фундаментальные знания обо всех аспектах программирования. И после окончания всего курса могут легко переключиться на «взрослые» языки и поступить в вуз по специальностям, связанным с разработкой.
Ориентирована ли программа на развитие творческого потенциала детей?
Если дети на каждом занятии собирают робототехнические конструкторы по шаблонам: сначала нажмите на кнопку А, потом на кнопку Б, и никак иначе, — в этом мало пользы. В современном кружке ребятам следует предлагать не готовые схемы и шаблонные решения, а технические задания.
Каждый ребенок должен самостоятельно прийти к решению задачи, найти собственный путь. Естественно, при поддержке и под контролем педагога. Этот подход учит детей думать креативно и действовать нестандартно. Именно из таких кружков выходят настоящие инноваторы будущего.
Помогают ли курсы закрепить навыки Future Skills (компетенций будущего)?
Агентство стратегических инициатив прогнозирует, что уже через десять лет на рынке появится около 350 новых профессий на стыке ИТ и отраслевых знаний. Уже сейчас понятно, что ИТ-ландшафт полностью изменится.
Например, в сфере робототехники будут востребованы такие специалисты, как:
- проектировщик промышленной робототехники и домашних роботов;
- конструктор нейроинтерфейсов по управлению роботами;
- проектировщик-эргономист;
- оператор робототехнических комплексов;
- специалист по механике и многие другие.
Некоторых из этих профессий пока просто не существует.
Поэтому в учебной программе кружка должно быть предусмотрено обучение не только азам программирования, но и навыкам будущего, таким как гибкое, системное мышление, умение быстро адаптироваться к новым задачам и инновационным продуктам, навыки работы в команде. А также основам робототехники, механики и электроники.
Выстроена ли учебная программа на open-source технологиях?
Свободное программное обеспечение дает детям возможность изучить исходный код программного обеспечения, разобраться, как все работает, почему код должен быть написан определенным образом, и что будет, если внести в него изменения.
Но в мире технологий существует и свободное аппаратное обеспечение! Любая деталь open-source робота может быть изучена и изготовлена ребенком самостоятельно. Благодаря этому ребята глубоко погружаются в технологические детали программирования и создания роботов. И из них выходят отличные инженеры.
Какие проекты ребенок выполнит по итогам обучения?
Детям очень важно получать знания и в области проектной деятельности. Проектный метод нацелен на то, чтобы научить ребенка самостоятельно искать пути достижения поставленных целей.
Кроме того, метод проектов развивает у детей такие навыки, как творческое мышление, умение наблюдать, анализировать явления, проводить сравнения, обобщения и делать выводы.
Наконец, он учит школьников эффективно работать в команде. Все это — одни из самых полезных навыков, которые точно пригодятся им в будущем при устройстве на работу в сфере ИТ.
К примеру, в «РОББО Клубах» дети по итогам обучения самостоятельно или в команде придумывают и презентуют свой проект. Это может быть «РОББО-сказка», то есть история и снятый по ней цифровой мультфильм с роботом, игра, викторина на языке программирования Scratch, или же разработанное мобильное приложение.
Есть ли квалифицированная команда разработчиков и методистов?
Очень важно узнать, кто автор оборудования, программного и аппаратного обеспечения, на котором ведется обучение, а также методик обучения.
Одно дело, когда это собственная разработка кружка или сети клубов. И совсем другое, если его основатели просто взяли готовые зарубежные шаблоны и даже не попытались адаптировать их к российским образовательным реалиям.
В том случае, если вы ответите положительно на все или почти все из перечисленных вопросов, будьте уверены: робототехнический кружок дает детям действительно актуальные и полезные знания и готовит их к будущему. В таком случае можете без опасений доверить клубу образование вашего ребенка.