Справившись с неграмотностью, большевики выполнили для страны важнейшую историческую задачу.
Борьба с неграмотностью
На момент революции 1917-го, по разным оценкам, от 70 до 75% населения Российской империи не знали грамоты. Иными словами, в наследие большевикам досталась страна, по большей части не умевшая читать и писать. Именно поэтому борьба с неграмотностью стала для советской власти одной из самых главных задач.
В течение 1920-х проводился целый ряд кампаний, призванных обеспечить условия для обучения чтению и письму людей самых разных возрастов и профессий. Так, в 1923-м большевики организовали Всесоюзное общество «Долой неграмотность» с Михаилом Калининым во главе. В 1928-м, когда уровень грамотности среди молодёжи значительно вырос, было положено начало Всероссийской комсомольской акции «Грамотный, обучи неграмотного».
В 1929-м уже половина населения страны обучилась грамоте. По переписи 1939-го, 81,2% советских граждан умели читать и писать. А среди молодёжи, то есть людей до 30 лет, уровень грамотности доходил до 98%. Таким образом, Советский Союз достаточно быстро стал государством, где неграмотность была побеждена.
Конечно, этому способствовало и создание совершенно новой системы образования. Ещё в 1918-м большевики приняли положение «О единой трудовой школе», в основу которого был заложен ряд принципов. Во-первых, новая система обучения должна была быть единой. То есть для всей страны предусматривалась одна образовательная программа. Во-вторых, общедоступной. Бесплатной (что стало очень важным достижением советской власти). Далее — национальной. И это ещё одна заслуга большевиков: около 40 малых народностей СССР получили возможность иметь собственную письменность.
В эпоху Гражданской войны и начальные годы нэпа количество школ в Советском Союзе несколько уменьшилось, что совершенно неудивительно. Однако впоследствии их число резко возросло. Новые учебные заведения строились в огромном количестве. В 1928-м на территории СССР их функционировало уже около 120 тыс., а в 1939-м их количество стало уже 152 тыс.
Некоторое время большевики не принимали декрета, вводящего всеобщее начальное образование или всеобщее среднее образование. Проблема состояла в том, что для массового обучения государству требовались огромные средства. Но к 1930-му вопрос был решён. По закону «О всеобщем образовании», в Советском Союзе устанавливалось обязательное 4-летнее начальное обучение для сельской местности и обязательное 7-летнее, то есть неполное среднее, обучение для городов. Тогда же, в 1930-е, было решено отказаться от принципа национализации в образовании. В 1938-м во всех учебных заведениях СССР, в том числе и в школах национальных республик, обязательным стало изучение русского языка.
Эксперименты в образовании
1920-е стали периодом очень серьёзных экспериментов в образовании. Ярким примером этому может служить широкое распространение в СССР так называемой педологии — по мнению одних, прогрессивной науки, по мнению других, чистой псевдонауки, предусматривавшей некий комплексный подход к воспитанию ребёнка. Многие корифеи педагогической науки, Л. С. Выготский, П. П. Блонский и другие, были выходцами из педологической системы, которая во многом ориентировалась на постоянное, массовое тестирование обучающихся по самым разным основаниям. Благодаря внедрению педологического инструментария к началу 1930-х в советских школах сложилась своеобразная двойная система: с одной стороны — педологи, взявшие на себя функции воспитания, с другой — педагоги, отвечавшие за образование. И всё же в 1936-м с новым направлением в педагогике было покончено. Педологию, названную «лженаукой», постановлением ЦК ВКП (б) «Об извращениях в системе Наркомпросов» разоблачили и ликвидировали.
Положение «О единой трудовой политехнической школе», принятое в 1918-м, предусматривало широкие возможности для различных экспериментов в педагогике. В этот период было введено комплексное обучение, бригадный способ проверки заданий, метод проектов; отменили классно-урочную систему. Внедрённые новшества и сегодня вызывают двоякое отношение. Так, например, большинство исследователей сходится во мнении, что серьёзной ошибкой в 1920-е была замена преподавания истории новой наукой — обществознанием. Кстати, в 1934-м данный эксперимент решили отменить.
Среднее специальное и высшее образование
Если говорить о среднем специальном и высшем образовании, то и в этом направлении советская власть добилась серьёзных успехов. Эпоха модернизации (сначала нэп, а затем индустриализация) требовала огромного количества специалистов. Система обучения, оставшаяся в наследство от царской России, такого числа инженеров и технических работников, которое требовалось молодой Стране Советов, дать просто не могла. Это подтолкнуло советское руководство к активным действиям. Практически с нуля была создана система среднего технического образования. По всей стране как грибы после дождя стали возникать так называемые фабрично-заводские училища, где подростки получали не только общее образование, но и начальные трудовые навыки и профессии.
Что касается высшего образования, то большевики достаточно быстро отказались от идеи автономии университетов. Уже в 1921-м все высшие учебные заведения России были подчинены системе Народного комиссариата просвещения.
К концу 1930-х Советский Союз вышел на 1-е место в мире по количеству учащихся и студентов всех форм образования. Стоит отметить, что бурный рост числа высших учебных заведений обнаружил острую нехватку педагогических кадров. Ещё одной проблемой стало то, что в СССР многие люди, имевшие крестьянское или пролетарское происхождение, значительно проигрывали по уровню знаний представителям интеллигенции или бывших эксплуататорских классов, которые имели возможность получить хорошее гимназическое образование ещё до революции.