Управление цепями поставок (Supply Chain Management – SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления, т.е. до полного удовлетворения требований клиентов.
Сущностью понятия «управления цепями поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, то есть процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
Важнейшим элементом управления является планирование. Если все предприятия рассматриваются как изолированные элементы, самостоятельно планирующие свои потребности и закупки, то возникают существенные отклонения и колебания во всей логистической цепи. Локальная оптимизация, несогласованность действий участников логистической цепи и недостаточный информационный обмен приводят к «эффекту хлыста». «Эффект хлыста» представляет собой ситуацию, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников логистической цепи.
Весь процесс планирования начинается с прогноза продаж (планирование спроса). Поэтому точность всего планирования зависит от точности прогноза продаж (планирования спроса), который измеряется показателем «Точность прогноза» (Sales Forecast Accuracy).
Инфраструктура логистики также является значимой стороной при осуществлении управлений целями поставок. Инфраструктура логистики – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для полноценного функционирования системы доставки продукции клиентам. К элементам инфраструктуры относятся различные виды складов, подъездных путей, дороги, расположение и плотность клиентской базы, каналы доставки и условия поставок, стратегия выхода на рынок и многие другие факторы.
Примером инфраструктуры логистики является склад. Склад – помещение, комплекс помещений, предназначенный для хранения материальных ценностей. В логистике склад выполняет функцию аккумулирования резервов материальных ресурсов, необходимых для демпфирования колебаний объёмов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах.
Основные функции склада: планирование работ; планирование работ; подготовка отгрузочной документации; организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений и порчи, поддержание необходимой температуры, влажности); постоянный контроль и учет движения материальных ценностей; своевременное обеспечение производственного процесса материалами; создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей; строгое соблюдение противопожарных мер безопасности.
Транспортировки – все виды перемещений продукции с одного склада на другой, включая внешние склады внутри компании. Дистрибуция - доставка и передача продукции клиенту по накладной («Последняя Миля»).
При транспортировке продукции можно прибегнуть к помощи 3-й стороне. 3-я сторона – это компания (бизнес или частное лицо), не принадлежащее напрямую компании, которое предоставляет услуги по обслуживанию клиентов по поручению компании.
Когда необходимо прибегать к услугам 3-й стороны:
· ваша система не может обслужить клиентов эффективно;
· ограниченные возможности развития рынка;
· экономия ваших трудовых ресурсов.
Также особое внимание заслуживает клиентский сервис. Задачи клиентского сервиса – это своевременная доставка заказа, правильный ассортимент, быстрая качественная обратная связь клиенту, соответствующее качество, сокращение своих затрат, увеличение прибыли.
Центральным финансовым показателем является бюджет. Бюджет (прогноз) – финансовый план – это план деятельности компании в денежном выражении, составленный и утвержденный до фактического начала планового периода. Стоит уделить особое внимание методам составления бюджета.
Методы составления бюджета:
1. На приростной основе («от достигнутого») – менеджеру требуется пояснить только отклонения в большую/меньшую сторону по сравнению с базой предыдущего периода.
2. На нулевой основе (ZBB – Zero-Based Budgeting) – необходимо иметь объяснение 100%-суммы (попроектно).
3. На % от выручки – расходы соответствуют текущим возможностям Компании по выручке (расходы могут меняться как в большую, так и в меньшую сторону).