Найти тему
Зеленый Лес

"Город Владимир. Краткий очерк истории города и его ансамбля" Часть 3

Статья 23.10.1944 года из архива архитектора Александра Машкова

************************************************************************

...Здесь Всеволод построил белокаменный собор, родственный по спокойным и торжественным пропорциям Димитриевскому, но резко отличный от него монашеской строгостью фасадов. Так завершается сложение главного городского ансамбля, занявшего южный край Среднего города.

При Всеволоде же в северо-западном углу западной трети города создается женский Успенский монастырь для пострижения из княжеского дома с собором Успения Богоматери (1200-1201) - своеобразным храмом с дмумя приделами и красно-белой фактурой кирпичных с белокаменными деталями фасадов (перестроен в начале ХУ| в.). За черту городских валов на юг от Козлова вала выносится Вознесенский монастырь (60-е годы Х|| в.). Он занимает эффектную возвышенность, господствующую над ремесленными загородными слободами Гончаров и расположенными тогда в районе д. Быковки прибрежным торгом. На месте древней деревянной церкви монастыря теперь стоит кирпичная церковь Вознесения ХУ||| в. ( в конце ул. Щедрина), являющаяся одним из лучших фрагментов городского ансамбля.

С княжением Всеволода оканчивается формирование домонгольского Владимира. В Х||| в. изменяется лишь положение торга, который, в связи с участившимися городскими волнениями, переносится в Средний город, занимая его северную часть (за ул. ||| Интернационала). Здесь на Торговой площади в 1218 г. князь Константин Всеволодович ставит небольшую белокаменную церковь Воздвиженья Креста (при земляных работах в юго-западной части улиц Боголюбовской и Подбельского следует нести наблюдение за находками белого камня или тонкой плинфы).

Сложившийся на протяжении 12 столетия архитектурный ансамбль дневнего Владимира принадлежит к выдающимся памятникам русского градостроительного искусства по мастерству учета данных окружающего ландшафта, условий рельефа местности и разнообразных точек зрения, с которых город открывается глазам человека.

При своей вытянутой планировке, он имел продольную уличную магистраль, намечаемую местами Золотых, Торговых, Ивановских и Серебряных ворот и примерно совпадающую с современными улицами Б. Московской, ||| Интернационала, им. Фрунзе. Входивший в город через Золотые ворота сначала видел справа княжеский двор с его прекрасными храмами Спаса и Георгия, а дальше прямо с дороги, за невысокими домами горожан, открывались вдали пойм и лесов склоны амфитеатрообразной впадины плато, круто спускавшейся к реке; над ней возвышался угол Среднего города, за своей оградой вздымался красно-белый собор Княгинина монастыря, впереди перспективу замыкали валы и стены Среднего города с башней Торговых ворот.

Войдя через их проезд, человек попадал на центральную площадь города. Здесь простор заречного пейзажа закрывала каменная стена детинца с крепкими воротами и ограда Рождественского монастыря с возвышавшимися позади величавыми храмами Успения, Димитрия и Рождества. Зато слева, за площадью Торга, с маленькой церковью Воздвиженья в его центре, были видны края поднимавшихся к горизонту полей.

****************************************************************************

Дорогие мои друзья и читатели! Я продолжаю перепечатку архива московского архитектора Александра Машкова. Это - одна из статей, сохранившихся со времен Второй Мировой войны. Написана 23.10.1944 года профессором, доктором исторических наук - Н. Вороновым (?) Рукопись подписана автором, и окончание фамилии не очень разборчиво. Возможно, Ворониным.

Записки, как будущий архитектор сбежал из австро-венгерского плена можно прочитать пройдя по ссылке ниже. Начало истории, как ко мне попал архив пленного времен Первой Мировой войны и первая глава исторической повести находится здесь.

Фото Алексей Илюхин