Когда мы слышим название Немецкая слобода, возникают ассоциации с временами молодости Петра I , когда Москва была еще столицей России, в ней находились все главные институты государства, а так же иностранные посольства и представительства. Однако первая Немецкая слобода появилась в Москве задолго до Петра I и населяли ее не только немцы. Слово немец в понимании русского человека - это не только выходец из германских земель, но и любой иностранный гость, не говорящий по- русски, т.е. немой.
Первая Немецкая слобода
Первая Немецкая слобода появилась в Москве в начале 16 века при отце Ивана Грозного - великом князе Василии III, который завел себе охрану из наемных иностранцев, и выделил им землю для поселения в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Поселение существовало аж до 1571 года, пока не было сожжено подошедшими к Москве войсками крымского хана Девлет-Гирея.
После этого пожара слобода в этом месте больше не восстанавливалась.
Вторая Немецкая слобода
Ливонская война 1558-1583 года- это серия крупных военных конфликтов, в которых участвовали несколько европейских стран. Война началась с нападения России на Ливонию в январе 1558 года. На первых этапах России удалось одержать ряд крупных побед, завоевав Нарву, Дерпт и ряд других городов, входивших в Великое княжество Литовское.
В ходе продолжительных военных действий , было взято довольно много пленных. Когда король Ливонии Магнус признал себя вассалом Ивана Грозного, царь выделил ливонцам, коих было около 4000 человек, земли в Московии и разрешил заниматься виноделием. что у них неплохо получалось. Так на правом берегу реки Яузы появилась новая Немецкая слобода. Но существовала она недолго. С начала 1580х годов Россия потерпела несколько поражений, король Магнус перешел на сторону Стефана Батория и речи Посполитой. За это предательство расплатились жители Немецкой слободы: под разными предлогами их"бизнес" отобрали, дома сожгли. Кое-кто вернулся на родину, некоторые остались. влача незавидное существование. Возрождение Немецкой слободы пришлось на время правления Бориса Годунова, мечтавшего породниться с каким нибудь европейским монаршим семейством.
Он сосватал свою дочь Ксению за Датского герцога Иоанна. Но, увы, этот брак не состоялся, жених скончался накануне свадьбы. Говорят, не обошлось без яда. Кому- то из окружения Годунова не хотелось,чтобы Россия сближалась с Европой. Наступило Смутное время, в пламени которого окончательно погибла вторая Немецкая слобода.
Третья Немецкая слобода
С окончанием Смутного времени и воцарении на Московском престоле Михаила Романова, в Москву вновь потянулись иноземные торговцы и мастера. Но селились они в разных местах. Такая ситуация не устраивала церковников. В 1643 году настоятели московских храмов обратились к царю с жалобой, что богатые не православные немцы скупают дворы в их приходах, сокращая число православных прихожан, а следовательно, доходы храмов. Решать проблему пришлось уже его сыну молодому царю Алексею Михайловичу.
Своим указом молодой царь выделил землю для новой Немецкой слободы. Границы ее определялись с востока и юга правым берегом реки Яузы, с севера - селом Елоховым, а с запада - ручьем Кукуй. Москвичи так и стали называть слободу Кукуй. Сначала это была обычная слобода с русскими бревенчатыми домами, снаружи ничего европейского. Только к концу 17 века Кукуй начинает принимать облик европейского поселения: прямые мощеные улицы, каменные дома, сады с беседками.
Внутри немецких домов было много интересных и незнакомых русскому человеку вещей: механические часы, инструменты, станки, карты и прочее.
Немецкая слобода при Петре I
На противоположном берегу реки Яузы в Преображенском дворце жил в это время молодой Петр Алексеевич. Он регулярно посещал слободу со своим наставником Никитой Зотовым. Здесь он познакомился и сблизился со своими будущими сподвижниками -Яковом Брюсом, Францем Лефортом , Патриком Гордоном.
В первые годы царствования Петра I, пока в Москве еще не открыли Навигационную школу, Немецкая слобода была единственным настоящим учебным центром, где учили математике, иностранным языкам, философии и прочим европейским премудростям. Это уже была "форточка в Европу". Здесь люди носили легкую и удобную европейскую одежду, надевали вошедшие в моду парики, женщины были более свободны в общении и поведении, внешне более изящны. Здесь Петр увидел впервые увидел Анну Монс, влюбился. Недолго думая, отправил законную жену Евдокию Лопухину подальше в Суздаль, в Покровский монастырь. Правда романа хоть и длился много лет, браком не закончился. Анна не любила своего покровителя, а поскольку была свободной европейской девушкой, позволяла себе измены. Узнав правду. Петр прервал отношения. Он нашел себе другую немку - Марту Скавронскую, простую немецкую женщину, которая приняла православие и стала первой русской императрицей.
Немецкая слобода после переноса столицы в Петербург
После переноса столицы в Петербург и быстрого роста и развития новой столицы, приближенные и сподвижники Петра I и многие состоятельные немцы уехали вслед за царем, помогать ему прорубать" окно в Европу", но все таки "форточка" осталась в Москве. Остались предприниматели и торговцы, осталась часть науки. Известная нам всем кондитерская фабрика "Красный октябрь"изначально называлась "Эйнем" и принадлежала Юлиусу Гейсу. Зять Гейса способствовал продвижению на российский рынок немецких автомобилей Вильгельма Даймлера "Мерседес". Остался великолепный Лефортовский дворец, построенный по приказу царя для своего учителя и сподвижника Франца Лефорта.
Здание Лефортовского дворца в течение веков много раз меняло хозяев
и перестраивалось. Трудно сказать, кто из архитекторов больше повлиял на современный вид здания, да и архитектурный стиль определить непросто .Сейчас во дворце располагается Российский военно-исторический архив.
Рядом располагается Слободской дворец, построенный уже в 18 веке по проекту известного зодчего А. Жилярди. В 1826 году по распоряжению вдовы Павла I Марии Федоровны, принцессы Вюртенбергской были открыты первые в России ремесленные классы, первое техническое учебное заведение. Теперь мы его знаем как МГТУ им. Н. Баумана.
В наши дни память о Немецкой слободе осталась в нескольких зданиях и в названиях улиц. Прямая как стрела ул. Бауманская ( раньше Немецкая), и отходящие от нее переулки. Аптекарский переулок, в котором немец Грегориус открыл первую в Москве аптеку, Посланников переулок, в котором жил прусский посол Мардефельд. В Старокирочном переулке стояла католическая церковь (кирха), построенная Патриком Гордоном. Еще где-то здесь прячется за высоким забором дом, в котором жила Анна Монс. Говорят, он много лет на реставрации. Будем надеяться, что когда-нибудь реставрационные работы закончатся и мы увидим этот дом таким, каким его увидел молодой царь Петр I.
На этом заканчиваю очередное путешествие в историю Москвы. Наверное что-то упустила, но всего не охватишь. Жду ваши отзывы и комментарии.