Три десятилетия назад прибалтийские республики стали первыми, кто заявил о своем выходе из состава СССР. Они больше всех стремились «назад в Европу», избавившись от наследия «проклятых русских оккупантов», что однако, вовсе не предполагало отказ от их денег. В течение более двух десятилетий Прибалтика продолжала поддерживать транзит самых разных грузов из России в страны Европы, не забывая брать за него соответствующую плату. А также регулярно требовать компенсаций за «советскую оккупацию», скромно умалчивая, что все порты и прочие связанные с ними инфраструктурные объекты появились именно в результате этой самой «оккупации».
Государственная русофобия как она есть
Да и принимать туристов из России в Прибалтике не отказывались, правда, сквозь зубы и явно терпя их только по причине привозимых денег. Причем, регулярно считая «вторым сортом» по сравнению с европейцами, а значит, и относясь соответственно. Невзирая на то, российские туристы по объему расходуемых денег занимали явно почетное третье место.
И что отмечали почти все приезжающие как в Эстонию или Латвию, так и Литву - большинство местных жителей демонстративно «не понимали» русский язык и категорически не желали на нем общаться. Такая вот показательная русофобия, тем более, поощряемая как властями трех республик, так и их европейскими «старшими братьями».
В результате такой политике, к рубежу 2000-2010-х годов мечты прибалтийских националистов об изгнании всего что связано с русскими, практически полностью сбылись. Но недаром проверенная временем мудрость говорит — бойся своих желаний, ведь они могут и сбыться..
И вот прибалтийская мечта «жить без русских» сбылась..
Все началось с начала 2010-х годов, когда по мере строительства порта Усть-Луга стали сокращаться объемы транзитного потока через три ставшие к этому времени членами ЕС маленькие страны. Поначалу это не слишком ощущалось ими, но по мере перевода грузов на новый порт начало сказываться в полной мере, тем более, что с середины 2010-х годов общая экономическая активность в Прибалтике начала падать по другой причине — ухудшения демографической ситуации. Да, как оказалось, население всех трех стран почему-то росло только во времена той самой «оккупации», а затем после наступления долгожданной свободы стало сокращаться с все увеличивающейся скоростью. Например, Латвия за три десятилетия недосчиталась более 700 тысяч своих граждан, или более чем каждого четвертого. И перспектив изменения этой ситуации не предвидится совсем.
А в 2020 году региону был нанесен новый удар — после начала пандемии коронавируса. Границы были закрыты и туристы из России совсем перестали ездить в Прибалтику. Но даже когда ограничения начали сниматься, ситуация не изменилась. По очень простой причине.
Русские туристы нашли новые и ничуть не менее привлекательные маршруты в места, где русофобия как явление попросту отсутствует. Турция, Таиланд, Вьетнам, Египет и многие другие страны с большим удовольствием принимают их и искренне радуются этому, а достопримечательностей там гораздо больше, чем в Прибалтике. В результате потери последней составили как минимум 500-800 млн евро (и это еще скромная оценка!). Удар был настолько сильным и неожиданным, что подсчитавшие свои потерянные деньги Латвия, Эстония и Литва поняли, что наступили на свои же грабли. И попытались срочно исправить ситуацию, перестроившись буквально на лету и снова начав улыбаться и говорит по-русски.
Переобувание на лету — поможет ли оно?
Разумеется, это не касается властей, продолжающих упорствовать в прежней политике. А вот местный бизнес, особенно связанный с туризмом, сделал выводы и теперь в магазинах и на рынках больше не морщатся от обращения на русском языке. Более того, услышав его, продавцы начинают улыбаться и разговаривать максимально вежливо. А количество объявлений о новых вакансиях, которые требуют от соискателей знания русского языка, выросло как минимум до 30% от общего числа.
Такой вот крутой поворот вышел на сегодняшний день. Вот только вряд ли это приведет к возврату массового российского туризма в Прибалтику, во всяком случае до тех пор, пока и власти не изменят своей русофобской политики. А пока этого не случилось, им следует проникнуться мыслью, что враждовать с Россией — это очень невыгодно во всех отношениях. И сделать соответствующие выводы.