Из письма Александра I овдовевшей супруге величайшего героя Отечества Елене Августе: «Государство потеряло в его лице одного из самых ревностных слуг, армия – командира, который постоянно показывал пример высочайшей доблести, а я – товарища по оружию, чья верность и преданность всегда были мне дороги».
В этот день 203 года назад скончался выдающийся полководец, военный министр, главнокомандующий русской армией, фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли.
В начале 1818 г. Барклай попросил царя об аудиенции, чтобы добиться от него разрешения либо об отставке, либо о длительном отпуске для основательного здоровья. Кроме сильнейшего артрита – профессиональной болезни всех моряков и военных, полководец страдал острой сердечной недостаточностью. Сказались бесконечные походы, ночевки под открытым небом в стужу и на ветру, грубая пища, нервные перегрузки и старые раны.
Получив разрешение о двухлетнем отпуске и внушительную сумму денег от государя, Барклай со своей семьей, врачом, адъютантом и слугами направился из Бекгофа в Столбен – новое семейное имение в 60 верстах к северо-востоку от Риги. Полководцу с каждым днем становилось все хуже, тем медленнее было их движение и длительнее остановки… На несколько дней Барклаи остановились в Риге, затем в Тильзите.
Здоровье Михаила Богдановича сдало окончательно. Он жаловался на сильные боли в груди, и, когда кареты подъезжали к Инстербургу (ныне Черняховск Калининградской обл.), врач решил сделать экстренную остановку. Выйдя из кареты, Барклай уже не мог идти, и его отнесли в ближайший дом. Это оказалась богатая помещичья мыза Штилитцен в 6 верстах от Инстербурга. Больного усадили в кресло, в котором он и скончался в тот же вечер…
Невольно вспоминаются строки А. С. Пушкина («Полководец») о нелегком жизненном пути и нескором признании поистине выдающегося государственного и военного гения в русской истории:
О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
****