Найти в Дзене
Полярная крачка

Дербент. Персидская цитадель и каспийский монстр «Лунь»

Оглавление

Несколько лет меня пленило одно название – Дербент. Античный город, Каспийские ворота, персидская крепость, цитадель с каменными стенами между морем и Кавказом, музей под открытым небом. И вот, во время нашего большого автопутешествия по России, мы добрались до самого южного города страны и одного из самых древних городов мира, где круглый год столбик термометра маячит где-то выше нуля.

Все публикации из путешествия читайте по тегу #хождение на три моря

Никто не знает, сколько на самом деле Дербенту лет. Упоминания Каспийских ворот были еще до нашей эры в трудах древнегреческих историков, тогда здесь уже была крепость, созданная для защиты от набегов кочевников. Но первые поселения, обнаруженные археологами, датируются еще более ранними периодами - концом четвертого тысячелетия до нашей эры.

Долгое время Дербент был частью Кавказской Албании, государства, занимавшегося территорию нынешнего Южного Дагестана и Азербайджана и принявшего христианство раньше, чем Киевская Русь.

По своему географическому положению Дербент всегда был связующим звеном между Европой и древними цивилизациями Востока. Если владеешь Дербентом, то тебе открыт путь к богатейшим восточным рынкам, так как город лежал на Великом Шёлковом пути.

Шелковый путь – обобщенное название караванных дорог, которые соединяли Китай с Передней Азией и Европой. Они пересекали Евразию с востока на запад на протяжении семи тысяч километров.

Дербент расположен в одном из самых стратегически важных мест Великого Шёлкового пути. Здесь Кавказ ближе всего подходит к Каспию, и трехкилометровая полоса между морем и горами называется Каспийским проходом. Именно этот проход перегораживали стены древней крепости, защищавшие торговый путь.

Каспийский проход в свое время пыталась завоевать Римская Империя и установила над Кавказской Албанией свой протекторат. После крепость совершенствовали персы, чтобы защитить Переднюю Азию от набегов гуннов и хазар. А в 7 веке (уже нашей эры) на Дербент распространилось арабское влияние и ислам. В это время город становится опорным пунктом Халифата на Кавказе, важным политическим и военным центром, крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремеслами и сельским хозяйством.

Кстати говоря, Дербент один из немногих современных городов, название которого упоминается в Коране.

Дербент менял хозяев и названия, его завоевывали хазары и монголы, он был столицей самостоятельного эмирата, принадлежал Персии, и только после первой четверти 19 века окончательно присоединяется к Российской империи (первое присоединение было во времена Петра) и впоследствии становится губернским городом.

Конечно, чтобы прикоснуться к истории древнего Дербента, мы отправились в цитадель – крепость Нарын-Кала, расположенную на вершине холма. Отсюда открываются лучшие виды на Дербент и побережье Каспийского моря.

Крепость – наследие персидских времен. Кроме стен, которые частично перестраивались в более поздние времена, внутри сохранилось несколько интересных архитектурных достопримечательностей: руины ханского дворца, ханская баня, подземное крестообразное водохранилище. Раньше эта огромная «цистерна» для воды находилась на поверхности, судя по высоте культурного слоя, поэтому некоторые исследователи считают, что это на самом деле христианский храм, появившийся в Дербенте во времена Кавказской Албании, ведь по архитектурным особенностям очень на него похож. Но однозначного мнения на этот счёт нет.

Мы прогулялись вдоль стен цитадели, которые то поднимаются на несколько метров над землей, то спускаются почти что на уровень внутреннего двора крепости. Наверху ты вынужден идти вдоль стены по узкой бетонной дорожке без перил, опасаясь обрыва и сшибающего с ног бокового ветра из смотровых окон. Где-то даже висит табличка-предупреждение о возможных сильных порывах ветра. Конечно, такая прогулка впечатляет. Из узких и глубоких окон виден Дербент, синева Каспия и красные маки, выросшие на стенах прямо в стыках между камней.

Гроза морей - экраноплан «Лунь»

В окрестностях Дербента планируется открытие парка «Патриот», одним из экспонатов которого станет великий и ужасный ракетный экраноплан «Лунь». Корабль-самолет можно увидеть под Дербентом уже сейчас, его совсем недавно вытащили из воды на берег. Он – как будто декорация для фантастических фильмов, космический реквизит для съемок «Тайны третьей планеты». Даже название кинематографическое, хотя на самом деле лунь – это хищная птица из семейства ястребиных.

-8

Экраноплан на протяжении нескольких дней с военного завода в Каспийске до побережья Дербента буксировали корабли Каспийской флотилии, а потом встал вопрос, как вытянуть огромную машину на берег. Некоторое время «Лунь» так и стоял в воде, где его могли наблюдать туристы. В итоге, с помощью тросов и тракторов поднятый на воздушные понтоны экраноплан все-таки затащили на берег, проходя за сутки таким образом не более десяти сантиметров.

Маленький Лёша и большой "Лунь"
Маленький Лёша и большой "Лунь"

Размах крыла экраноплана – 44 метра, длина – почти 74 метра, площадь – 550 квадратных метров. Когда находишься рядом, не веришь в то, что это реальная военная машина, а не бутафорный реквизит. Экраноплан был построен в 1986 году на опытном заводе в Нижнем Новгороде. Проектом подразумевалось создание восьми таких кораблей, но до распада СССР сделали только три, из которых «Лунь» единственный полностью доработанный.

Главное преимущество экранопланов в том, что они быстрее, чем любой из современных надводных кораблей, скорость хода «Луня» – до 500 километров в час.

Я не специалист в военной технике, поэтому не могу рассуждать о достоинствах и недостатках такого агрегата, на эту тему много экспертных дискуссий в Интернете. Меня, как обывателя, машина впечатлила своими огромными размерами и футуристическим внешним видом (хотя, если бы не Лёша, я бы вряд ли поехала на нее посмотреть). Производство и испытания экранопланов завершили с развалом Союза и возобновлять не планируют.

-11

На этом пока всё, всем привет из Дербента!

Пройдено: 95 километров. Всего: 3790 километров. Следующая остановка: Самурский лес

Ещё в этом блоге:

А ещё у меня есть канал в телеграме и блог в инстаграме :)

Спасибо за то, что читаете и ставите палец вверх.