Сегодня большинство автомобильных дорог и тротуаров покрыты асфальтом и это явно один из самых распространенных строительных материалов в мире. Благодаря ровному асфальтовому покрытию автомобили едут максимально ровно, а люди не спотыкаются на тротуарах. Но это только при условии, что покрытие свежее и на нем нет разрушений. Асфальт стал массово применяться в 1800-е годы и в те времена был очень прочным — ему были не страшны ни капризы природы, ни тяжесть множества автомобилей. А сейчас асфальт начинает разрушаться в первые же месяцы после укладки. Если не верите, обратите внимание на дороги и тротуары у вашего дома — вы наверняка найдете огромное количество неровностей. Недавно японские ученые решили выяснить, что именно является причиной хрупкости асфальта и провели эксперимент, результаты которого хотя бы отчасти прояснили ситуацию. Возможно, благодаря этому открытию, асфальт станет прочнее.
Что такое асфальт?
С научной точки зрения, асфальт — это горная смола, которая представляет собой черное вещество, плавящееся при 100 градусах Цельсия. Этот материал активно используется при строительстве различных дорог, вплоть до взлетно-посадочных полос для летательных средств. Также для многих людей может стать сюрпризом то, что асфальт входит в состав некоторых клеев и лаков, а вещество высшего класса используется даже в живописи. Но стоит учитывать, что асфальт бывает природного и искусственного происхождения. В природном горном асфальте битума 60—75 %, в искусственном — 13—60 %.
Природный асфальт — твёрдая легкоплавкая масса чёрного цвета с блестящим или тусклым раковистым изломом. Плотность 1,1 г/см3, температура плавления 20-100 C. Содержит 25—40 % масел и 60—75 % смолисто-асфальтеновых веществ. Элементный состав (%): 80—85 C, 10—12 Н, 0,1—10 S, 2—3 О.
Образуется из тяжёлых фракций нефти или их остатков в результате испарения её лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза (Совокупность процессов химических и физических преобразований минералов и горных пород в верхней части земной коры и на её поверхности под воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов при низких температурах. Часто исследователи считают гипергенез синонимом выветривания.). Встречается в виде пластовых жильных залежей, а также пропитанных проницаемых пластов (т. н. закирований) и озёр в зонах естественного выхода нефти на земную поверхность (содержание в породах от 2 до 20 %).
Искусственный асфальт или асфальтобетонная смесь — строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 C; тёплый — с мало-вязким битумом и температурой уплотнения 40—80 C; холодный — с жидким битумом, уплотняемый при низкой температуре окружающего воздуха, до −30 С.
Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, площадок и пр. Также используются модифицирующие добавки, в том числе, являющиеся продуктом переработки автомобильных покрышек.
В качестве составной части для лаков и других веществ используется природный асфальт, а для строительства дорог — только искусственный.
Дорожный асфальт в России правильнее всего называть асфальтобетоном. В состав этого строительного материала обычно входит щебень, песок, минеральный порошок и битум. Первые два компонента вам уже наверняка известны, но что означают два последних термина? Минеральный порошок, который также известен как филлер, представляет собой смесь измельченного известняка и производственных отходов. Он придает покрытию механическую прочность и при этом делает его слегка упругим. Битум, который раньше назывался «земляной смолой», является смесью углеводородов и их производных. Если не углубляться в химию, то это черное и вязкое вещество, которое склеивает воедино все остальные компоненты асфальта.
Интересный факт: в Великобритании привычный нам асфальтобетон называется тармаком. А в Европе асфальт имеет обыкновенный состав, но укладывается более сложным методом, благодаря чему обладает повышенной прочностью, но дороже стоит. Главная особенность «европейской» укладки заключается в том, что смесь разогревается до 250 градусов Цельсия, после чего становится очень мягким и ровно ложится на землю.
Почему асфальт быстро разрушается?
Группа японских ученых под руководством Акихиро Мориеси уже давно заметила, что современный асфальт разрушается гораздо быстрее, чем материал, произведенный в 1960-е годы. Чтобы выяснить причину снижения качества, ученые изучили образцы асфальта из разных стран мира, а также фрагменты асфальта возрастом от 60 до 120 лет. В ходе научной работы они воссоздали условия их использования и проследили за происходящими в структуре асфальта изменениями через компьютерный томограф. Напомню, что эта технология позволяет заглянуть внутрь объектов, не разрушая их внешнюю оболочку.
Между старым и новым асфальтом авторы научной работы обнаружили одно важное отличие — современный материал содержит в своем составе слишком много лишних компонентов. Речь идет о фталатах, фосфатах и других химических соединениях, которые совершенно случайно проникают в материал еще в процессе его создания. Концентрация лишних веществ очень мала и составляет всего лишь от 0,0012% до 0,25%. Но этого количества с лихвой хватает для того, чтобы дорожное покрытие стало хрупким и покрывалось ямами спустя несколько месяцев со дня укладки. Также ученые выяснили, что прочность асфальта уменьшается из-за компонента, который придает покрытию водоотталкивающие свойства.
Есть небольшая надежда, что производители асфальтобетона обратят внимание на результаты исследования и изменят состав материала. Также им следовало бы изменить способ укладывания асфальта. Но даже при изменении состава дороги все равно могут разрушаться. Дело в том, что на долговечность асфальтового покрытия также влияют окружающие условия. Так, во время сильных дождей, дороги покрываются водой. Вода проникает в поры и надолго остается внутри, вплоть до похолоданий. С наступлением морозов она замерзает и превращается в лед, который разрывает покрытие, образуя трещины.
Напоследок несколько афоризмов:
- Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. (Аристотель)
- Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки. (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
- Задачей научного исследования в будущем должно стать исследование не для чего быку рога, а как они у него появились. (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
- Ученый — это лентяй, который убивает время работой. (Джордж Бернард Шоу)
- Наука подтверждает наши ошибочные представления. (Станислав Ежи Лец)
- Рассудительность противоположна уму, ибо ум имеет дело с предельно общими определениями, для которых невозможно суждение, им обоснованное, а рассудительность, напротив, – с последней данностью, для достижения которой существует не наука, а чувство. (Аристотель)
- Наука - сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. (Александр Иванович Герцен)
Это всего лишь мои мысли вслух.
Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях!
Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение, поделитесь им в комментариях.
Возможно, Вам будут интересны другие статьи:
- Ученые утверждают, что максимальная продолжительность жизни человека - 150 лет
- Перлы из школьных сочинений
- Сравнение достижений СССР и современной России