"Что-то у нас с Артуркой плохо получается учиться. Вроде все понимает, но в школе ему как-то на душе плохо что ли ".
Так уж вышло, что эту клиентку я знала давно. Не подруги, но знакомые. Раньше до появления ребенка в ее жизни она была интересным собеседником, хотя это и субъективные ощущения, но изменения были очень явные. А сейчас все разговоры: "А мы сделали это, сделали то. А мы были там и там".
В разговоре всегда "мы". Ребенку на тот момент было 7. Мамы долгожданных первых грудничков так говорят, растворяясь в них: - Мы! Мы!
Артур и мама в моем кабинете. Причина банальна - пошел в первый класс и не может освоить новые правила поведения в школе даже спустя несколько месяцев обучения. Перед школой - истерика, в школе на правила поведения не реагирует, может встать посреди урока и уйти "Потому что устал" (комментирует Артур).
Диагностирую Артура - все в порядке только немного тревожен. В нем самом нет ничего такого, что мешало бы осваивать новую жизнь. У невролога они были, у психиатра тоже. Артур здоров.
Говорю, чтобы в следующий раз мама Настя пришла одна.
Она приходит, садится и первое, что говорит это: "Если с ним что-то случится, я умру!". Это высказывание кажется странным и неуместным. Настя продолжает: "Он мой смысл жизнь, он - всё, что у меня есть!". На глазах слезы.
Не выясняю пока причину таких сильных эмоций, но точно знаю, что Настя не сверхчувствительная экзальтированная дама. Была, во всяком случае.
Из рассказа Насти:
Замуж вышла за хорошего мужчину. Мужа любит, муж ее тоже, но последние несколько лет отношения прохладные. Забеременела Настя быстро, почти сразу, как только решили завести ребенка. Беременность была легкой. Ранее выкидышей и умерших детей не было.
Ничего такого, чтобы могло привести к сегодняшним последствиям.
Прошу Настю рассказать, что было раньше, до замужества. Настя заранее вытягивает салфетку из коробки.
"Моя жизнь делится на две части до замужества и после. Мне мать хода не давала ступить без ее вмешательства, а когда узнала, что я встречаюсь с парней сказала: "Вот хорошо, пусть он тебя - дуру и воспитывает!"
Настя вытирает глаза салфеткой.
"Я себе всю свою жизнь обещала, что никогда не буду такой матерью. Все для этого сделаю. И я делаю".
Настя нахмурилась и сердито посмотрела перед собой, будто кому-то доказывала искренность своих слов.
"Настя, а какая твоя мама?"
"Властная, давит людей, начальник, она мне шагу сделать не давала. Все должно быть только так, как ей надо!"
"Расскажи про ваше общение".
"А рассказывать нечего, она в моей жизни участвовала только своими приказами, а отец с ней постоянно соглашался"
Да, я помню, когда Настя вышла замуж. Встречались они совсем не долго. У Настя тогда будто крылья тогда выросли.
"Настя, а расскажи про ваш день с Артуром"
"Встаем в 7, только я раньше, чтобы приготовить завтрак. Собираемся, уходим в школу. Приходим со школы, обедаем, отдыхаем, делаем уроки, ложимся спать"
"А что делаешь лично ты?"
"Утром готовлю завтрак, собираю Артура в школу"
"Что именно?"
"Сбираю портфель, готовлю вещи" - бодро продолжает Настя
"Дальше"
"Отвела его в школу, пришла домой, уборка, готовка. Забрала Артура из школы. Покормила. Потом ложимся немного поспать. Просыпаемся, делаем уроки. Перед сном гуляем. Все. Потом ложимся спать"
"Артур сам одевается?"
"Нет", - Настя смущенно улыбается.
"А кушает сам?"
"Честно?"
Киваю.
"Не всегда, бывает сидит и копается, копается. Я его быстренько покормлю"
"А уроки сам делает?"
"Нет. Это вообще сам не может"
"А что он делает сам?"
Настя пол минуты молчит и задумчиво смотрит в сторону.
"Насть, смотри, я в самом начале нашей консультации записала одну фразу"
Показываю ей блокнот.
Про мать: она мне шагу сделать не давала
Настя испуганно смотрит на меня
"А тебе хотелось самой распоряжаться своей жизнью?" - спрашиваю Настю.
"Конечно!"
"А Артуру хочется?"
Настя плачет не останавливаясь минут 5. Комкает мокрые салфетки. Вытягивает из коробки новые.
"А я ведь ему не даю! У него совсем нет воздуха, как и у меня!"
В психологии это называется катарсис - процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации.
У Насти, кстати, после прошел хронический бронхит.
Мы еще долго будем работать с Настей и Артуром. Будем наверстывать упущенное. Для Насти сын оставался трехлетним ребёнком. Она не готова была к его взрослению и самостоятельности. Потому что чувствовала себя одинокой. Она пыталась таким способом дать сын все то, чего ей не хватало в детстве. Но в итоге почти скопировала стиль поведения матери.
Будьте счастливы)
Поддержите канал подпиской и лайком!