Найти тему

Как Китай захватил три советских авианосца

Недавно мне стало интересно – а сколько же авианосцев имеется у Китая?

Полистал Википедию, и выяснил, что всего два, причем один из них, «Варяг», был построен в СССР, в 1991 году отошел к Украине, а та продала его в недостроенном состоянии Китаю. В Китае его достроили и под именем «Ляонин» включили в состав китайского флота, где он пребывает и сегодня.

Также у Китая имеется и авианосец «Шаньдун» - это, по сути, копия того же «Варяга», только немного усовершенствованная. Учитывая, что авианосцы этого типа были нарисованы еще чуть ли не в 1970-х годах, можно понять, что китайцам достались не самые лучшие образцы кораблей этого класса. Впрочем, во всех других странах, включая США, тоже хватает таких старых авианосцев, так что не будем ставить под сомнение боеспособность китайского флота.

Но потом я вдруг узнал, что у Китая, оказывается, имеется еще два авианосца, причем тоже советские, и еще более старые, чем те, что имеются. Правда, в состав флота они не зачислены, а были прикуплены китайцами по цене металла и превращены во что-то типа музейных комплексов с одновременным размещением на одном из них гостиницы высшего класса.

Первый – авианесущий крейсер «Киев», начал строиться в 1970 году. К слову сказать, авианесущий крейсер – это не полноценный авианосец, а обычный крейсер, оборудованный палубой для взлета вертолетов и самолетов с укороченным взлетом и посадкой Як-38. Основное оружие – не авиация, а ракетное вооружение, но и авиагруппа была довольно сильной, так что эти крейсера все же можно считать авианосцами.

В 1993 году «Киев» был вычеркнут из состава флота и посредством нескольких последовательных сделок очутился в Китае (посредники не известны и по сей день). Продажная цена составила всего 1, 6 миллиона долларов, Китаю корабль достался за 8 с лишним миллионов. Сегодня этот корабль стоит в порту китайского города Тяньцзин как экспонат, также на борту расположен отель почти на 150 мест. Внешний вид корабля не изменился, внутри китайцы тоже постарались сохранить его первозданную обстановку.

Второй – авианесущий крейсер «Минск», начал строиться в 1972 году. В 1995 году корабль был продан в Южную Корею на металлолом, но его успели перехватить китайцы, и сегодня он стоит в китайском городе Наньтуне, где превратился в такой же музей, что и «Киев», но без устройства в нем гостиницы. Называется музей «Мир Минска».

Таким образом, справедливости ради, надо отметить, что Китай сегодня владеет самым большим парком авианосцев после США – их у него целых 4, хотя 2 из них только в качестве музеев, но, тем не менее.

Спасский Максим (马伟生) – эксперт по Китаю

Больше информации на www.raspp.ru | www.spassky.prо

Подписывайся и ставь 👍🏻