Я давно хотела помочь своей подруге Розе Барановой, волонтеру, которая уже 12 лет кормит бездомных за свои деньги в нашем городе у православных храмов. На обед они могут приходить в любом виде, но только не под «алкашкой». Это ее требование всегда. А меня она попросила рассказать о судьбах бездомных, зачастую опустившихся, порой очень больных людей. Ведь 90 % ее «контингента» – граждане, оказавшиеся на улице по принципу «от тюрьмы да от сумы не зарекайся», а не стереотипно – сами виноваты, что всё пропили.
Я подъехала к месту кормежки субботним апрельским утром. Разговорилась с Андреем Ивановичем.
Ему 54 года, честно, думала, что лет на 15 старше. Роза знает его историю давно, он показывал документы, так что сомнений в ней нет. На мой вопрос «как вы оказались на улице, на самом дне», человек с красным дипломом престижного в нашей житнице России сельхозвуза мне рассказал: «Банк меня ограбил, «Русский стандарт». Еще 10 лет назад я жил с супругой в большом добротном сельском доме, 15 соток огорода. В один проклятый день взял модем для интернета и телевизор в кредит у банка на 40 тысяч рублей. Плачу по графику каждый месяц, но всё должен и должен, должен и должен. Однажды выехал по работе в поля и, видимо, пропустил пару дней платежа. С удивлением увидел, что уже должен банку 45 тысяч, а потом как по накатанной, всё больше и больше».
Андрей Иванович – человек грамотный, после службы в армии с дипломом с отличием окончил институт по специальности «зооинженер». Когда аппетиты банка непомерно выросли, начал вести переписку с Москвой, с руководством кредитной организации, знакомые юристы подсчитали, что вместо обещанных 30 % годовых оказались все 700. Решил, чтобы расквитаться с долгами, продать дом. «Вроде всё выплатил, переехал в краевой центр, снял квартиру. Но меня и там разыскали коллекторы, и сказали, что должен ещё. Жена от меня ушла к своей матери, когда начались проблемы, еще в селе. Маринка ленивая была, по дому ничего не делала. А я всегда из командировок с подарками домой, полные сумки привозил», – грустно вспоминает собеседник.
В городе Андрей устроился грузчиком, работал в продуктовых и бытовых магазинах и продолжал платить ненавистный кредит уже с огромной переплатой. «Меня все супервайзеры в районе знали, уважали», – говорит не без гордости Андрей. А потом у него украли паспорт, стало плохо с работой, пришлось съехать со съемной квартиры и поселиться на улице, в нише под лестницей заброшенного дома. Спросила, как сейчас он выживает, мужчина с грустью ответил: «Да железкой занимаюсь, металл сдаю. Паспорт не восстановить, прописки нет никакой, денег копейки. Я не пью, но, посмотрите на меня, даже грузчиком из-за внешнего вида не берут, продукты всё-таки в магазинах, санкнижка нужна. Мыться хожу в гостиницу «Эльбрус», самую дешевую в городе, для командировочных, раз в неделю за сто рублей. А недавно ко мне приходили гости, устроили пожар, развели костер прямо в комнатушке. Всё погорело – костюмы, куртки. Это те, что понапьются – и на улицах валяются», – пояснил горемыка. Но ему повезло: в этот раз Роза привезла бездомным кроме обеда еще и мешки с вещами. Мы, ее друзья и знакомые, периодически отдаем ненужные одежду и обувь этим бедным мужчинам и женщинам, оставшимся волею судьбы под открытым небом.
Последний мой вопрос к Андрею был такой: «А где ваши родные, семья, ведь были женаты не раз?» Да и Роза шепчет: «Он два года уже приходит кушать. Очень хороший, умный человек, Понимает свое социальное положение и, конечно, очень жалеет, что кредит кардинально поменял его жизнь. С его судьбой действительно всё очень грустно».
Вот что рассказал Андрей напоследок: «Сестра родная покончила собой в 23 года. Матушка была у меня очень строгая. Сестрица молодая встречалась с шофером автобуса и как то поздно пришла со свидания. Мать накричала, а она решила свести счеты с жизнью (как именно – писать не буду). Не получилось у неё, мы узнали только через неделю, что именно она совершила, когда сама призналась. Мать в тот же день с ней сразу на самолет и в НИИ Пирогова в Москву. Там она пролежала семь месяцев, врачи бились-бились, спасти не смогли. Сожгла она желудок, пищевод, да и поздно обратились к докторам . Матушка на нервной почве оглохла. Потерять дочь красивую, с длинными черными волосами, из-за своих глупых придирок.
А детей у меня никогда не было, хотя жил с четырьмя женщинами. Я подводником был, служил на Северном атомном подводном флоте ВМФ СССР под Мурманском в 1985-1988 годах. Нахватался радиации, с молодости начались проблемы по половой сфере. Что только не пил, какие только препараты. Ничего не помогло». Одной из своих жён сказал: «Юлечка, ты молодая. Разрешаю тебе изменить с моим другом, если хочешь детей».
Что касается «Русского стандарта», в 2007 году своими глазами видела показательный пример. В те годы банк раскидывал в «письмах счастья» кредитные карты с хорошим лимитом вроде под адекватные проценты прямо по почтовым ящикам многоэтажек. Активировать их надо было в самом банке. С деньгами было туго, я и поехала, очередь была огромной. Пока стояла, последний платёж внесла женщина лет 50. После этого она громко закричала: «Сегодня, наконец, я закрыла свой кредит. Люди, уходите отсюда. Я брала 20 тысяч, а вернула 97. Работала как проклятая на четырех работах три года, даже ночью уборщицей». Стало страшно, и я, к счастью, послушав её, я развернулась и ушла.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!