Натуралистичное искусство просуществовало на земле не так уж долго – примерно 5 веков. Запрос на реализм был актуален до появления фотографии и появился в эпоху Возрождения, когда человек сместил фокус внимания с религиозных изображений на красоту человеческого тела и окружающего мира. Абстракция же существовала всегда – с тех пор, как человек впервые попытался что-то изобразить. Как же понять загадочное абстрактное искусство? А надо ли?
Абстракция не должна быть понятной.
Абстрактные работы физически не способны нравиться всем одинаково и быть доступными для понимания, так как каждый художник отражает субъективный взгляд на мир или эмоциональный опыт через авторскую технику. Это значительно сужает круг тех, кто безоговорочно убежден в гениальности подобных работ.
Из-за того, что перед художником не стоит задача отобразить мир реально, нам сложнее анализировать работу: взгляду не за что зацепиться. В абстракции нет узнаваемой предметности, поэтому перед такой работой мы становимся менее уверенными, теряем опору.
Задавайте себе вопросы.
Чтобы вернуть себе опору и присутствие в произведении, попробуйте проанализировать его через зрительный опыт при помощи вопросов:
• к какой категории изобразительного искусства можно отнести объект?
• когда и с помощью каких материалов была создана работа?
• как взаимодействуют формы и линии на картине?
• они двигаются или статичны?
• как можно описать композицию? какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором? есть ли здесь глубина?
Откажитесь от оценки мастерства.
В привычном контексте живописи велик соблазн оценивать художника по умению рисовать. Однако картины Пикассо реалистичного периода никто не называет шедеврами – это просто хорошие работы. Они мало кому известны, потому что имеют сходство с миллионами картин других учеников художественных школ.
Отличительной чертой мастерства в абстракции можно назвать строго выработанный стиль, которого художник придерживается в работах, чтобы выразить уникальную авторскую концепцию.
Реализм относителен.
И «Мона Лиза» Да Винчи, и «Давид» Микеланджело – лишь интерпретации реальной действительности. «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана – это драматическая иллюстрация библейского сюжета. Картина – двумерное изображение, скульптура – кусок камня. А что если попробовать написать портрет радости или слепить фрагмент гнетущей апатии? Можно ли изобразить пустоту? У абстракции множество лиц, потому что нематериальных идей много, и каждую разные художники видят по-своему.
Подключите подсознание.
Абстракция пришла на смену реализму, когда ему уже было нечего сказать. Она нашла свою нишу на волне возрастающей популярности психоанализа, как и сюрреализм.
Определите, какие эмоции вызывает у вас произведение. Это тревога или приятные воспоминания? Прислушайтесь к себе, создайте интуитивный образ. Позвольте разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой. Если внутренний отклик негативен, подумайте, на какие болевые точки давит это ощущение.