Большинство музеев, и крупных, и поменьше, находятся в ведении Министерства культуры. Это вполне логично, ведь музей вне зависимости от профиля является культурным учреждением. Вот только культура у нас богатая и многообразная, культурных заведений много, а денег на всех не хватает.
Поэтому принято считать, что у работников культуры, несмотря на важность и престиж профессии, зарплаты не всегда соответствуют громкому званию. В противоположность приводятся ведомственные музеи, которые подчиняются не Минкульту, а другим государственным учреждениям. Часто создается впечатление, что такие музеи живут лучше, чем в подчинении Минкульта. Так ли это на самом деле?
Такие музеи имеют свои специфические особенности работы. К примеру, в них может быть очень мало специалистов именно музейного профиля. Вместо них в штате работают специалисты с соответствующим области образованием и опытом. Так, в медицинском музее это врачи, в железнодорожном — инженеры, в политехническом — физики и т.д. (здесь я привожу условные примеры). Собственно музейщиков мало, т.к. ведомственные учреждения предпочитают представителей «своей» сферы деятельности.
С одной стороны, такая кадровая политика может негативно сказаться на работе музея, ведь он гораздо меньше взаимодействует с учреждениями культуры. Да и сама музейная работа редко бывает поставлена на профессиональный уровень так, как это делается в музеях Минкульта.
С другой стороны, такие музеи имеют репрезентативную функцию для тех учреждений, к которым они относятся. А этот статус требует вложений. Поэтому считается, что работа в ведомственном музее оплачивается гораздо лучше, чем аналогичная работа в музеях Минкульта, даже очень крупных и всемирно известных.
Здесь, конечно, всё зависит от ведомств и от того, как сами эти ведомства относятся к музеям. К примеру, музеи Минобороны нельзя назвать фантастически богатыми.
Возможно, по отдельным пунктам финансирование ведомственных музеев действительно выше, чем финансирование музеев Минкульта. Но средние показатели примерно равны.