Соловьев: Скажи мне пожалуйста, ты же отслеживаешь, что там происходит в Израиле. Пишут, как это так может быть, более 1000 ракет уже выпущены с территории Палестины, мусульманский мир просто негодует, турки предлагают чуть ли не вести войска для защиты Палестины. То есть, погибшие в большом количестве и раненые, как с одной, так и с другой стороны. Что происходит там?
Багдасаров: Ну, что происходит, это очередное обострение. Я уж не говорю о причине, связанной с мечетью Аль-Кудс. Это, что называется, было бы желание. Что касается большого количества ракет, конечно, можно задать вопрос, откуда они там появится и что это за ракеты? Но, это ракеты, так называемые Кассамы. Это самодельные ракеты, которые делаются на территории Хамаса, в многочисленных таких небольших заводчиках, которые периодически, после возникновения подобного конфликта, израильтяне уничтожают. В том числе, путем проведения наземной операции, к которым всё дело идёт и сейчас.
Ну, они потом восстанавливаться. А также, неуправляемые реактивные снаряды от реактивных систем залпового огня Типограф. Как они туда поступают? Когда-то они поступали через границу с Египтом, по специально сделанным туннелем, по который их туда переправляли. Затем египтяне приняли ряд мер жестких, вроде бы не было поступлений, но судя по тому, что выпущено аж тысяча условных ракет, говорит о том, что всё-таки как-то они это наладили. Потому что, больше ниоткуда невозможно это поступлении, так как Средиземное море, конечно, оно контролируется соответствующими военно-морскими силами Израиля и, значит, оттуда очень сложно всё это поставить.
Факт, что анклав, казалось бы, такой, ограниченный по своей логистики, вот в этом анклаве находится достаточно большое количество этого вооружения. Этим занимаются две основные организации, это, конечно, Хамас и Исламский джихад, который находится в союзе с Хамасом и совместно производят, вот такие обстрелы. Насколько они эффективны мы видим.
Вот этот Железный купол, я давно это говорил, в общем-то, недостаточно эффективная система, которая обеспечивает от достаточно простых снарядов и неуправляемых ракет, прикрытие, что ведёт, вот сейчас сообщили, 5 убитых есть и 200 уже ранены. В общем-то, теперь единственное, что называется всё. А учитывая, что всё больше и больше обстрелов, получается, запас у них создан там достаточно серьезный.
Соловьев: У них и серьезные запасы. Я смотрю, что ну вот, например, как выглядит… Я всегда показываю. Это снимала сотрудницы RT у себя с балкона. То есть, воет сирена и дальше начинаются обстрелы. Работает, как может, эта система, но там вообще, конечно, беда бедовая. То есть, был большой взрыв, попали в нефтехранилище, как я понимаю. Вот последствия там в Тель-Авиве. То есть, это пожар на улицах. Ясно, что не справляется в полном объёме, как бы того хотелось, система Купол А что это за система и насколько она эффективна?
Багдасаров: Эта система создана израильским конструкторами при помощи американцев. Они считали, что это достаточно эффективная система, которая может закрыть небо Израиля и сбивать все практически ракетные системы, которые могут быть выпускаемы по Израилю. Но события и, не только эти, но и до этого, показали, что она, к сожалению, для израильтян, это малоэффективная. Вот сейчас показывают, мы видим, что…
Соловьев: Да, это в автобус попадание.
Багдасаров: Давай вещи назвать своими именами. Израиль – это небольшая, очень густонаселенная страна. Правильно.
Соловьев: Конечно. В Холоне это, да.
Багдасаров: Густонаселенная страна. И даже прорыв там 10% – 15% процентов из большого количества выпущенных примитивных ракет и НУРС, оно вот и приводит к тому, что мы видим, все что там происходит. Это очень о многом говорит. Израильтяне должны подумать, а если завтра будет, не дай Бог, война с Хезболлой. У них есть ракеты НУРС другого плана, другого калибра, других систем, более совершенных, чем то, что сейчас используют Хамас, несравненно более совершенные. Что тогда-то делать, при тех-то условиях? Это очень серьёзный вопрос, для Израильского руководства.
Соловьев: Конечно. Но при том, как, Израиль пытается это решить своими методами. Я вчера с Яковом Кедми ночью списывался, он говорит, ну, у меня хорошее бомбоубежище дома, которое выдержит и прямое попадание и у всех защищенные комнаты, куда израильтяне быстро перемещаются, но всё равно, это не помогло, мы видим, какое количество людей ранены и погибло
Багдасаров: Есть погибшие и раненые.
Соловьев: А наша система более эффективна? У нас, вообще, есть аналог системы Купол? Я понимаю, что у нас такие задачи не стоят, но тем не менее.
Багдасаров: У нас другие задачи, потому что при всём том, израильтяне, надо полагать, когда конструировали это, они исходили из тех угроз реальных, которые есть в том числе аналогичных тому, что мы сейчас видим с точки зрения этих самоделок и НУРСов, которые использует Хамас, а также возможно, опыта войны 2006 года. Это с Хезболлой, тогда тоже были большие жертвы среди мирного населения, после применения именно, системы Град, других реактивных систем залпового огня, а также небольших ракет.
Вот они исходили из этого. У нас задачи как бы другие. Например, у нас есть последняя Панцирь, созданный, который, в общем-то, может делать то, что раньше никто не мог. Это неуправляемый реактивный снаряд, ты понимаешь, его очень сложно сбить. Вот такую систему сделали на Панцире. Это очень важно, особенно с учетом тех же нюансов, возникающих периодически в Сирии. Это с точки зрения нашей национальной безопасности. Поэтому, это есть.
Соловьев: Мы покажем сейчас результат прямого попадания ракеты в нефтяной объект в Ашкелоне. Это нефтепровод Эйлат – Ашдот. Такая картинка впечатляющая.
Багдасаров: Да, конечно. Тут попал один НУРС, много надо что ли, извини меня за откровенность.
Соловьев: Конечно.
Багдасаров: В хранилище. Или самодельная ракета. Причем, надо же учитывать следующий момент, что всё это делается и складируется в углубленных очень на большую глубину. То, что помнишь, я много раз рассказывал, говорил про эти дела. Значит системы, они заглубленные в землю, зарыты, проще говоря. Они находится и в хранилище, и местах, где их изготовляют и много чего другое. Поэтому, если не проводить наземную операцию, с точки зрения нанесение авиационных ударов, то это может быть недостаточно эффективно.
Поэтому-то и нужна наземная операция, чтобы войска, непосредственно, вошли на территорию Сектора Газа и там уже, как уже было несколько лет назад, начали проводить операцию по выявлению этих систем подземных, где укрываются и боевики. Она очень у них развита и уничтожению их. Иначе на расстоянии это не решишь.
Соловьев: Но при этом Израиль наносит удары по территории Палестины и там много погибших среди погибших. Кстати, это трагедия и об этом надо говорить. Среди погибших как в Палестине, так и в Израиле, дети. То есть…
Багдасаров: Это, к сожалению, так. Когда идет война, к сожалению, гибнут мирные жители и, в том числе, дети гибнут. К сожалению, это так, но, когда мы говорим о Палестинских территориях, Хамас — это лишь часть Сектора Газа, где правит Хамас и при активной поддержке Исламского джихада. На Западном берегу реки Иордан, ещё, как ты видишь, пока ничего нет. Вообще ничего нету. Хотя значительная часть палестинцев сосредоточена именно там, но там правит, то, что наследники организации Освобождения Палестины, собственно, она там находится у власти и вот как-то израильское руководство с ними нашло общий язык и там этого нет. Это речь идет только об одном анклаве.
Соловьев: Нет достаточного количества видео по Палестине, потому что ВВС Израиля уничтожило не менее 500 целей на территории Газа, включаю пусковые установки и расчеты ПТРК, объекты военной инфраструктуры и ключевых функционеров.
Багдасаров: Слушай, можно я немножко расскажу.
Соловьев: Да, давай, пожалуйста.
Багдасаров: Слушай, это можно очень хорошо всё наносить, для того чтобы осуществить пуск надо на поверхности.
Соловьев: Да, они готовят.
Багдасаров: Ну, слушай, это подземная система. Не уничтожив это, бессмысленно. Поэтому, наземная операции, это логическое продолжение того, что происходит, для того чтобы в конечном счете войти туда и как я говорю, уничтожить всю эту систему.
Соловьев: Вот сейчас говорят, что бронетехнику и пехоту стягивают на границу с Газой. Большая проблема, что идут же и столкновение в тех городах, где смешанное населения, то есть, прямо настолько, что в городе Лот, там уже потребовали ввести войска, то есть, ввести чрезвычайное положение. Там столкновение между израильтянами и палестинцами тяжелейшие.
Багдасаров: Кстати этот город, где находятся мощи Георгия Победоносца. Этот город Родина его матери, где она тоже успокоилась, так что, святые места тоже, к сожалению, затрагиваются. В Израиле много разных святых мест. Кстати, эта проблема большая. Пойми, миграция еврейского населения с других государств в Израиль, наверное, она какой-то мере уже, в значительной степени исчерпала, уже 6 миллионов, а местное население палестинское, арабское, у них темы роста населения достаточно высокие. И это вот угроза угроз, потому что они находится внутри Израиля, не граждане Израиля и со всеми вытекающими отсюда последствиями.
У еврейского населения там единственный союзник, который есть, это друзы, которые еще более агрессивно настроены, чем еврейское население, по отношению, понятно к кому. То есть, это внутри тоже такая ситуация может иметь очень существенное влияние. И вот эти события показывают, что Израиль находится в сложном положении.
Соловьев: Есть шансы, что турецкие войска в каком-то виде вмешается, либо армии исламских государств примут участие и начнется большая региональная война?
Багдасаров: Нет. Армия исламских государств никогда не вмешается. Ты знаешь, что есть дипломатические отношения между Объединенными Арабскими Эмиратами и Израилем и так далее. Для арабов, за исключением Катара, арабского мира и, может быть, Судана, главный враг сейчас не Израиль, главный враг — это Турция и Иран. Поэтому, об этом они открыто говорят и особо не скрывают. Все соответствующие структуры этих арабских государств, общаются с израильскими товарищами, коллегами.
Я пару лет назад, встречался с очень высокопоставленным товарищем одной из стран. Он говорит: «Да, мы общаемся. Это нормально». Они видят не Израиль противник. Я сейчас не о Турции, а об арабских странах, а Турция и Иран. Что касается Турции, не думаю, что Турция пойдёт на начать прямую агрессию. Будет много воинственных угроз, будут демонстрации, митинги, потому что сколько бы Эрдоган там, а зависимость от Соединенных Штатов у них есть. И Соединенные Штаты никогда не позволят, чтобы Турция активно вмешалась в эти события.
Что касается других видов помощи, финансовой для Хамаса, я тебе скажу, что она и идёт. Потому что, с момента начала Гражданской войны в Сирии, в штаб-квартире, которая находилась до 2011 – 2012 годов в Дамаске, штаб-квартира переместилось Стамбул. Есть в Анкаре представительство и есть в Дохе еще. То есть, они там находится, они находятся под контролем турецких спецслужб соответствующих, получает финансовую помощь и нам проходят подготовку, переподготовку. Ну, все, что происходит в подобной ситуации.
Поэтому, Турция, я уж не говорю о идеологическим информационно-пропагандистском обеспечении, активно влияет на эти события, но, что касается, вот мы сейчас там отправим флотилию, высадим десант – этого не будет.
Соловьев: То есть, до этого не дойдёт. Хотя, они же пытались пару раз, помнишь эта флотилия мира.
Багдасаров: Нет. Ну, это такой замаскированный вариант.
Соловьев: Просто интересно. Израиль сейчас думает, что зря мы не признали геноцид армянского народа в Османской империи, чтобы не испортить отношения с турками. Интересно, они вот сейчас, вслед за американцами, вдруг признают геноцид?
Багдасаров: Ну, смотри, в Израиле, в том же кнессете есть люди, которые неоднократно призывали к признанию геноцида армян в Османской империи. Но в Израиле, ты знаешь, достаточно в процентном отношении, серьёзные армянская диаспора находится, в том числе, в Иерусалиме. Это понятно, но есть, наверное, лобби, я не знаю, как назвать это, которые ратуют за связь в Турцией, с точки зрения торгово-экономического плана. Но вот мы видим, как в последние годы ухудшается с каждым годом, отношения между Израилем и Турцией, потому что Эрдоган прямо угрожают, с точки зрения, территориальной целостности Израиля, многократно говорил, что Иерусалим, это наш город и мы туда рано или поздно вернемся и так далее.
Это человек, у которого слова очень редко расходятся с делами, хотя иногда и маневрирует. Это говорит, что он будет искать другие пути, возможной дестабилизации ситуации в Израиле. Это очевидная вещь и от этого деваться некуда. Мы видим это, что называется, невооруженным глазом. Я хотел бы также напомнить, что Израиль последнее время, если я не ошибаюсь, сын Нетаньяху опубликовал в своих социальных сетях, о том, что необходимо поддержать борьбу курдов в Северном Курдистане. Северный Курдистан, это турецкий Курдистан, географически. В общем-то, Израиль в этом плане, я так понимаю, не находится в стороне от курдской проблемы, оказывая помощь в том числе курдам в Северной Сирии и активно работает с курской проблематикой.
Я думаю, как бы сказать деликатнее, и действует через известную партию под названием Рабочей партия Курдистана. Вообще позиции Израиля, исторически всегда в курдских районах были сильны и Израиль всегда выступал за создание, в тех или иных границах, Курдского государства. Я скажу, что, например, несмотря на то что на сегодняшний день, клан Барзани, есть такой, в Эрбиле, который сейчас ориентирован на Турцию, когда-то спецслужбы Барзани готовились израильтянам. Эрдогану удалось их перетащить на себя.
Но есть еще… Ну, не буду всех перечислять и так далее. Израиль, в этом плане, активно работает, то есть, они видят слабые стороны Турецкого государства и всяческие призывы существует, используя курдский вопрос в этом плане. Поэтому, кто знает, что будет завтра?
Соловьев: Но, вот смотри, сейчас появились кадры ударов… Это репортаж военного обозревателя. Кадры ударов ВВС Израиля по целям в Секторе Газа. Четко видны падения снарядов на объекты боевиков в Газе. Ну, да.
Багдасаров: Слушай, Сектор Газа, один из самых густонаселённых районов в мире.
Соловьев: Конечно. Израильтяне, они же давали указания, где они будут бомбить, чтобы увели мирных жителей. Они же там…
Багдасаров: Там очень высокая плотность населения. Три с лишним миллиона, на небольшой территории, почти 4 миллиона. Понятно, что подобные удары могут привести к жертвам.
Соловьев: А на что они живут?
Багдасаров: Это самый интересный вопрос, на что они живут. Ну, во-первых, когда-то Катар объявлял о большой экономической помощи и выделяет деньги для них. Есть выделения по линии Евросоюза, насколько я понимаю, на разные нужды. В общем-то, в этом плане 4 миллионное или 3 с лишним миллионное населения можно прокормить. Существует очень развитая система контрабанда, в первую очередь на египетский границе. Там наряду с тем, что я говорил, возможности поставок оттуда НУРСов.
Хотя, Сиси, нынешние руководители Египта, очень отрицательно к ним относится, в том числе из-за того, что там турки активны, а Сиси, занимается жёстко антитурецкую позицию. Вот всегда через эти туннели поставлялась контрабанда. Этим и живут.
Соловьев: То есть, получается, что никто, весь мир на это смотрит и не задаёт простые вопросы им и ни у кого, ничего в голове, не щёлкает. Зато заметь, Трамп высказывал жёсткую про израильскую позицию, а Байден как-то… Они в очередной раз как-то заявили, что они стоят рядом с союзниками, но ничего не делают, чтобы как-то остановить. Мало этого, как я понимаю, Израиль сказал Вашингтону: «Вы вообще, сидите спокойно, не лезьте не ваше дело».
Багдасаров: Байден, в какой-то мере, видать хочет проводить политику Обамы, по отношению к палестинской проблеме. Она, в общем-то, заключалась в заигрывании с палестинцами в этом плане. И поэтому, оттуда и делает заявление на уровне…
Соловьев: Получается, что своему главному союзнику на Ближнем Востоке, Америке… Израилю Америка помогать не собирается.
Багдасаров: Если не будут прямой агрессии. Как мы говорим, Турция, она не будет. Нет, вот в этом плане, я что-то сильно сомневаюсь. А то, что ты знаешь, было и заявление Нетаньяху в адрес помощника президента Байдена по национальной безопасность, то тоже много чего говорил на эту тему и это не понравилось Нетаньяху. Такого плана не будет, по принципу заигрывания.
Соловьев: А как ты представляешь, что одна страна НАТО, начнет воевать с другой страной НАТО. Турция начнет воевать с США, если Турция вдруг полезет в этот…
Я хочу сказать, что иногда возникают ссоры между США и Турция, это такие семейные ссоры в рамках одной семьи НАТО. Соединенные Штаты заинтересованы в Турции, потому что Турция уникально расположенная географически страна и нахождение там американских, натовских баз, это просто отказаться от такого, ради того, что Эрдоган что-то сказала или даже что-то чуть-чуть сделал, что бессмысленно.
Поэтому, когда у нас тут некоторые мечтали, некоторые мечтатели, вот завтра не рассорятся… Эти люди, во-первых, неглубоко ориентируются в этих вопросах, во-вторых, просто выдают желаемое за действительное. И нашим практикующим политикам надо это учитывать.
Что касается заинтересованности Турции в Соединенных Штатах, там тоже огромная совершенно. Эти нюансы будет чуть влево, чуть вправо происходить, но ничего не произойдет. Что касается конкретно, Израиля и Турции, но мы понимаем, что, когда штаб-квартира Хамас переходит в Турцию, в Стамбул тот же, что они попадают сразу под контроль турецких спецслужб.
Соловьев: Конечно.
Багдасаров: Жёсткой и конкретно. И поэтому, то, что сейчас происходит в Израиле, ну, не надо быть идиотом, чтобы не знать, откуда ноги растут.
Соловьев: А если турецких, то и британских, зная влияние Британии в Турции.
Багдасаров: Да, именно так.
Соловьев: А если британских, значит и американских. Чудес не бывает.
Багдасаров: Да, вполне возможно. Поэтому, сейчас, мы живем вовремя, когда просто военное столкновение, оно становится, извиняюсь за такой выражение, не совсем модно. Всё происходит с использованием внутри того или иного государства, тех проблем, которые там находятся. Будь-то этнические, религиозные или ещё какие-то, или, как в случае с нами, это вот тебе случай, о которых говорил Баранец, это информационная Гражданская война, которую развязали.
Соловьев: Да. Спасибо, Семен Аркадьевич.
Багдасаров: Это вот так. Спасибо.
Фрагмент эфира программы "Полный контакт" от 12 мая 2021 года.