Найти в Дзене
Море и космос

Море начало наступать на популярные курорты России? Ученые называют сроки затопления

Пляжные курорты в России вроде бы находятся в основном в спокойных с точки зрения природных катаклизмов зонах: нет здесь опасных тайфунов – за исключением некоторых районов Дальнего Востока, не возникают цунами, да и общее поднятие уровня Мирового океана как будто не вызывало беспокойства. Ложась вечером спать в комфортабельном отеле на берегу моря, вряд ли кто будет думать о каких-либо опасностях, которые могут прийти с водных просторов. Наверное, исключительный за много лет, а то и десятилетий случай – когда летом 1990 года на Южном берегу Крыма возникла опасность катастрофического землетрясения, подобного тому, что произошло в 1927 году. Тогда ночью случился небольшой толчок, который мог стать предвестником следующего – уже с амплитудой до 8-9 баллов. Понятно, чем это грозило на скалистых морских берегах, местами и так подверженных оползням. В санаториях людей начали будить прямо посреди ночи и призывать как можно быстрее покинуть здания, и всю ночь на прибрежном шоссе передвигали
Фото: Т. Измайлова.
Фото: Т. Измайлова.

Пляжные курорты в России вроде бы находятся в основном в спокойных с точки зрения природных катаклизмов зонах: нет здесь опасных тайфунов – за исключением некоторых районов Дальнего Востока, не возникают цунами, да и общее поднятие уровня Мирового океана как будто не вызывало беспокойства.

Ложась вечером спать в комфортабельном отеле на берегу моря, вряд ли кто будет думать о каких-либо опасностях, которые могут прийти с водных просторов. Наверное, исключительный за много лет, а то и десятилетий случай – когда летом 1990 года на Южном берегу Крыма возникла опасность катастрофического землетрясения, подобного тому, что произошло в 1927 году. Тогда ночью случился небольшой толчок, который мог стать предвестником следующего – уже с амплитудой до 8-9 баллов.

Понятно, чем это грозило на скалистых морских берегах, местами и так подверженных оползням. В санаториях людей начали будить прямо посреди ночи и призывать как можно быстрее покинуть здания, и всю ночь на прибрежном шоссе передвигались группами и поодиночке не на шутку встревоженные туристы и отдыхающие, захватившие с собой лишь документы и деньги. К счастью, тревога оказалась напрасной, и катастрофического землетрясения не последовало.

В Крыму всегда в той или иной степени наблюдалась сейсмическая активность: например, подводные толчки, особенно в районе Алушты, в море, фиксируются нередко. Правда, они не настолько сильны, чтобы вызвать опасную для берега волну. Сейчас в Крыму, особенно в районе песчаных пляжей западного побережья, ученые видят другие опасности, но они в первую очередь связаны с необузданными аппетитами застройщиков приморских районов – а значит, с человеческим фактором.

Однако есть такие природные силы, которым человек противодействовать не в состоянии или почти не в состоянии. Сейчас, как считают ученые, стали заметны разрушительные процессы на Балтийском побережье, в частности, в районе Калининграда и Куршской косы. И здесь уже речь идет о том, что любители селиться прямо на берегу в один прекрасный день могут ступить с порога своего коттеджа не на песок, а в воду.

Виновато ли в этом глобальное потепление? Таяние далеких ледников в Антарктиде, вызывающее подъем уровня Мирового океана? Ведь, как сейчас утверждает ряд специалистов, океан неизбежно затопит огромные площади суши уже в ближайшие несколько десятков лет.

Так, быстро тающий огромный ледник Туэйтса в Западной Антарктиде, сопоставимый по площади с Великобританией, получил жутковатое название ледника «Судного дня», так как его движение и таяние оказывают влияние в общеземных масштабах. Каждый год океан пополняется за счет сбросов этого ледника более чем на 80 миллиардов тонн льда.

Подсчитано, что за столетие произошло удвоение среднего глобального уровня моря с 10 до 20 сантиметров.

Плоские берега Прибалтики особенно чувствительны к изменению этого уровня. Специалисты предупредили, что здесь наиболее сильный фактор – усиление ветров, нагоняющих морскую воду.

Океанолог Борис Чубаренко (АО Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН): «Одновременно встает много практических вопросов. В частности, взаимодействие человека и природы. Наиболее острые прикладные проблемы – хищническая застройка, недопуск к береговой линии, строительство в совершенно недопустимых местах очень близко к воде, которое влияет на динамику состояния побережья».
«Расширение подхода закономерно, так как во всем, что связано с морскими побережьями, действуют на самом деле четыре крупных взаимодействующих «игрока»: литосфера, гидросфера, атмосфера и антропосфера, или проще говоря, человек», – подчеркнул исследователь.
- Надо еще учитывать, что их взаимодействие вступает во всевозможные комбинации. Плюс, естественно, накладываются и геологическая история, и гидрологическая – ведь водность (уровень) некоторых водоемов, например, Каспийского моря, может значительно изменяться во времени».

3D модель клифа. Фото: Н. Луговой.
3D модель клифа. Фото: Н. Луговой.
Океанолог Дмитрий Дорохов (АО Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН): «В принципе, колебания уровня моря достаточно хорошо изучены в различных частях Балтики, за исключением российского сектора, где существуют противоречивые данные.
Вода в древности была гораздо ниже, самый нижний уровень в юго-восточной части моря находился на отметке 55 - 60 м относительно современного. То есть часть той суши была затоплена в ходе потепления».
Шторма постоянно подтачивают берега, «съедают» метр за метром. В итоге вода придет туда, где ее ранее не было. В этом смысле как раз и наступит угроза прибрежным особнякам, и произойдет это в ближайшие десятилетия.
«Кардинальные изменения могут произойти в пределах нескольких десятилетий, потому что клифы, на которых стоят эти дома, будут продолжать вырабатываться, и верхняя кромка уступов неизбежно поползeт вниз. Проблема есть, и она не только на Балтике. Похожая ситуация, например, в Крыму. Но это уже другой вопрос, и им придется заниматься специалистам по берегозащите», – считает окeанолог.

А что будет со знаменитыми песчаными пляжами Прибалтики? Часть Куршской косы может погрузиться в море. Правда, это произойдет не так скоро, как вышеназванный процесс, а на несколько десятков лет позже.