Найти тему
Кино и книги

"Написано пером и кровью": 3 советских фильма о гражданской войне по произведениям ее участников

Оглавление

В любом кино - полдела хороший сценарий и потому, на мой взгляд, экранизации на тему гражданской войны по произведениям ее современников всегда интереснее и реалистичнее. Они, как бы, сохраняют дух времени. Предлагаю увидеть события двадцатых годов двадцатого века, глазами их участников.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Долг" 1977 г. по мотивам одноименного рассказа Всеволода Иванова.

Осенью 1920 года потрепанный в боях красноармейский отряд командира Селиванова шел по полупустыне на соединение с основными силами. По пути с криками их догнал пожилой казах, несший на руках спеленутый труп женщины. Его дочь изуродовали и убили за то, что не уступила богачу и теперь ему нужна винтовка.

Винтовку Селиванов дал. Отряд у него и так разномастный: русские солдаты, матросы, местные казахи, лошади, верблюды. Остановились ночевать в станице, не заметив, что их выследила вражеская разведка.

Командир разведки Дженгенев, местный хан, подчиняется полковнику Степанову, но презирает его за либерализм. Бой с красными он перенес на ночь. Дженгенев угадал: Селиванов, измученный дорогой, заснул, распорядившись выставить посты, но его адъютант Карнаухов проигнорировал приказ. Его больше занимала идеологическая работа.

В результате ночной налет прошел успешно. Уничтожили почти всех, включая раненых. Полковник увел с расстрела на допрос оставшуюся небольшую группу, куда попали и Селиванов, и Карнаухов.

Кадр из фильма "Долг". Селиванова разбудил шум нападения, но - уже поздно.
Кадр из фильма "Долг". Селиванова разбудил шум нападения, но - уже поздно.

Степанову показалось знакомым лицо красного командира. Он явно из бывших офицеров, но где же полковник его видел? Во время допроса Степанов вспоминает как в 1917 году в Воронеже не успел заплатить какому-то капитану драгунского полка проигрыш в карты.

Долг этот висит на его совести как гиря. Степанов уверен, что запирающийся красный - тот самый капитан. Полковник ошибается: они встречались при других обстоятельствах и другой долг перед ним он нарушил.

Кадр из фильма "Долг". Допрос как-то скатился в выяснение обстоятельств знакомства.
Кадр из фильма "Долг". Допрос как-то скатился в выяснение обстоятельств знакомства.
Сюжет многофигурный с ярко сыгранными и проработанными героями: кристально преданный революции Селиванов, трус и демагог Карнаухов, мятущийся полковник, воюющий за проигранное дело, жестокий и самоуверенный хан.
Даже эпизодические персонажи сыграны рельефно, несколькими скупыми деталями передавая цельный образ: казак Трифон (Юрий Назаров), кузнец Темирбей (Болот Бейшеналиев), молоденький инфантильный прапорщик (Алексей Мокроусов).
Моральный поединок красного командира и белого полковника осложняется тем, что оба они честные люди разных убеждений, правда на чью сторону склоняются весы истории уже видно по разложению белых офицеров, недовольству казаков. Только на феодальной преданности казахов хану Дженгеневу еще держится дисциплина.
Следует отметить хорошее музыкальное оформление фильма и натуральность постановки. Опасности войны усугубляются тяжелыми условиями пустынной природы, словно враждебной человеку.

Я уже писала о другой экранизации этого рассказа - "Баллада о комиссаре" 1967 г. Лично я - ее предпочитаю, хотя обе экранизации, по-моему, получились интереснее первоисточника.

"Непрошенная любовь" 1964 г. по рассказу Михаила Шолохова "Чужая кровь"

Достойный, уважаемый казак Гаврила Васильич: и хозяйство доброе, и награды за царскую службу. Дом, семья, как положено, но главная его гордость - единственный сын Петро. Вырастили, выкормили молодца на загляденье, пора невесту присматривать. Жить бы да радоваться, но пришли лихие времена.

Кадр из фильма "Непрошенная любовь". Петр уходит на войну.
Кадр из фильма "Непрошенная любовь". Петр уходит на войну.

Царя скинули, началась гражданская война, значит и Петру пришла пора защищать казацкие вольности, веру и исконный порядок. Справил Гаврила сына на службу не хуже иного офицера, проводили его с матерью и принялись ждать, а через месяц пришли красные и установилась на Дону Советская власть.

Возвращались молодые казаки домой разбитые. Наконец, однополчанин сына принес страшную весть - зарубили Петра красные под Новороссийском. В доме поселилось горе. Втайне ненавидел Гаврила новую власть, да что поделаешь. Однажды, явился председатель с продотрядовцами: новый закон - продразверстка.

Мало того, что веру и царские награды ни во что не ставят - теперь пришли хлеб выгребать. Заартачился Гаврила и чуть не сцепился с командиром продотрядовцев, но тут ворвались в станицу казаки из банды, прятавшейся в низовьях Дона.

Хлеб забрали они, зарубив и председателя, и продотряд, и, заодно, станичного дурачка Пашку, а вот командира не добили второпях. Посмотрел на него Гаврила: совсем парень молодой, верно и двадцати-то нет. Притащил домой, стали с женой ухаживать за раненым и старуха ожила, словно это Петр домой вернулся.

Снова понадобилась ее материнская забота и ласка. Женщина сразу приняла в свое сердце нового подопечного. Гавриле было тяжелее, особенно, когда раненый в бреду кричал и командовал: все мнилось, а не он ли срубил Петра в бою под городом Новороссийском?

Фильм, на мой взгляд, даже сильнее литературной основы. Рассказ - небольшой и, хотя основная коллизия сохранена, в картине история обогащена множеством красочных деталей. Таких как вражда старого Гаврилы с казаками-односельчанами из-за Николая и его смешная, неуклюжая ревность к кокетничающей с приемным сыном девушке.
Казацкий быт, песни, жизненные ценности прекрасно обрисованы в фильме и потому понятна драма стариков, связавших свои надежды с тем, что Николай заменит им сына.
Кадр из фильма "Непрошенная любовь". Встретились как враги, а теперь Гаврила Васильевич заботится как о родном, и ворот расстегнуть не позволяет: вдруг парень простудится.
Кадр из фильма "Непрошенная любовь". Встретились как враги, а теперь Гаврила Васильевич заботится как о родном, и ворот расстегнуть не позволяет: вдруг парень простудится.
При всей привязанности с обеих сторон, они люди разных сословий, разных убеждений. Николай - уральский рабочий. Завод, товарищи, общее дело для него много значат и ни сытая жизнь, ни даже родительская любовь его не удержат.
Сказать, что поставлено и сыграно хорошо - это ничего не сказать. Редко можно встретить столь настоящие, жизненные фильмы, даже среди советских. С героями не хочется расставаться. Все в картине убедительно, но образы старого казака Гаврилы Васильевича (Иван Лапиков), жены его (Наталья Богоявленская) и Николая (Юрий Назаров) - выше всех похвал.

"По ту сторону" 1958 г. по мотивам одноименного романа Виктора Кина

Дальний восток, Чита, зима 1921 г. Двое комсомольцев, серьезный Матвеев и веселый мечтатель Безайс, получают задание пройти в тыл к белым, чтобы передать партизанам шифровку и деньги: готовится важная военная операция.

Кадр из фильма "По ту сторону". Матвеев и Безайс.
Кадр из фильма "По ту сторону". Матвеев и Безайс.

Накануне отъезда, Антон Матвеев знакомится с красивой, очень передовой девушкой Лизой и влюбляется в нее. Лиза - из Хабаровска и они договариваются встретиться там перед отправкой за линию фронта.

Сюрпризы начались сразу: ребята ехали в агитвагоне, а его отцепили, поскольку лопнула рессора. Поезда ходили совершенно непредсказуемо, но им повезло забраться в следующий, в вагон с анархистами. Один из них начинает приставать к пассажирке, Безайс вступается и, в результате, всех троих выбрасывают на снег.

Теперь они идут по рельсам вместе с Варей и в романтическую сторону потянуло уже Безайса. Случай сталкивает троицу со скупщиком мехов Жукановым, который берется подвезти их за деньги. Судя по доносящейся артиллерийской стрельбе, Хабаровск занимают белые, но задание никто не отменял, только действовать будет сложнее и опаснее.

Роман Виктора Кина очень хорош и хотя фильм неплох тоже, советую его обязательно прочитать. В картине впервые звучит "Песня о тревожной молодости" композитора Александры Пахмутовой на слова Льва Ошанина:

И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт.
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт.

Трагический Антон Матвеев (Всеволод Сафонов), его неунывающий преданный друг - Безайс (Юрий Пузырев), милая, женственная Варя (Людмила Касаткина), красивая и бездушная Лиза (Елена Муратова), интеллигентный ироничный доктор (Григорий Белов), анархист Майба (Сергей Филиппов) - есть на кого посмотреть.
Портреты героев яркие и цельные, видны логика и характер их поступков. Любовь Вари и демагогический эгоизм Лизы, невозможность существовать без борьбы Антона и душевная широта Безайса, в которой нет никакого противоречия между дружбой, любовью и принципами.
Фильм как и книга не идеализирует людей того времени. Они ищут правильный путь и не всегда находят, но - всегда искренни. Обстановка тоже живая и настоящая: роскошная морозная зима, могучие леса, затерянные железнодорожные станции.

Надеюсь, мой обзор поможет вам вспомнить эти прекрасные фильмы и уделить им внимание, Приятного просмотра! Если вам понравилась статья, познакомьтесь с предыдущей: "И в горах, и в степях, и на море": 3 забытых советских фильма о гражданской войне на национальных окраинах.

-11