В наш век толерантности и терпимости весьма необходимо затронуть тему о вечном спасении в контексте одной из глобальных проблем для всего человечества.
Весьма часто современные люди гонят от себя прочь мысли о смерти, о том, что будет после нее и о том, какая вечная участь их ждет. Это весьма неприятные и дискомфортные мысли не только для невоцерковленных людей, но и для многих современных христиан. Ведь действительно, кому захочется всегда помнить о смерти и ответе пред Богом за свою жизнь, когда у людей столько дел и забот? От таких мыслей отмахиваются, как от назойливых мух, так как все силы людей направляются к тому, чтобы как можно удобнее и теплее устроиться на земле.
Так как проблема вечной участи после смерти не решается здесь на земле, а спасение или погибель невозможно увидеть и пощупать,дабы убедится в том, что это реальность, то люди предпочитают просто пустить это на самотёк, не думать об этом, жить так, как будто бы нас не ожидает смерть и ответ на праведном суде Божием.
Православные христиане знают много о спасении, верят в него и даже ощущают причастность к нему, зная, что им для спасения необходимы кристально чистая точная православная вера и жизнь согласно заповедям Божиим с акцентом на двух самых главных заповедях: о любви к Богу и ближним. Те, кто по-настоящему любят Бога, соответственно полностью доверяют Его словам и именно этим доказывают свою любовь к Нему и ближним. Такие люди любят не в смысле сентиментальности, вежливости и наших человеческих понятиях о любви Бога к людям, а в смысле адекватной оценки существующей реальности (конечно же, при этом не отменяется вежливость, как важное качество христианина, но отвергается прикрытие своих заблуждений по причине будто бы вежливости), так как «любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13,6).
Когда человек так верит и живет, то он понимает, что не факт, что и он спасется, у него есть страх, что он может где-то оступится, не успеть побороть свои страсти или может заразиться ложными вероучениями, закрывающими вход в вечное Царство Бога.
Такой человек понимает, что согласно с условиями для достижения вечного спасения не так много спасется людей, даже из числа тех, которые считаются православными христианами. Господу Иисусу Христу однажды задали следующий вопрос: «Господи, неужели мало спасающихся? Он же сказал им: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лук. 13, 24) потому что «широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7, 13-14). Обращаясь к своим ученикам, а через них и ко всем христианам Господь сказал: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» Небесное (Лк. 12,32).
Такое умонастроение становится побуждением к тому, чтобы отказывать себе во многом, полностью отвернуться от себя и жить действительно подвижнической жизнью, не увлекаясь делами мира сего, ибо невозможно служить Богу и миру и заигрывать с этим миром.
Если кто-то старается идти по этому прямому и бескомпромиссному пути, то он понимает, что спастись могут далеко не все, как минимум, крещеные в Церкви и причастные искупительной жертве Христа Спасителя и принесшие истинное покаяние в своих грехах (при этом крещение может быть не только водное, но и своей собственной кровью, когда христианин умирает за исповедание Христа, принимая мученическую кончину, что является крещением в прямом смысле, когда человек физически соумирает со Христом).
Спасение вне Церкви, вне Христа, для такого человека немыслимо. Однако отсюда не следует, что такой человек будет радоваться тому, что люди незнающие Христа навечно погибнут, для него, это наоборот скорбь, он переживает о них и молиться Богу, чтобы Он дал возможность спасения всем, кто этого желает и ищет истину. Следует заметить, что он не желает, чтобы спаслись те, кто этого не хочет, но он желает, чтобы воля тех, кто противится Евангелию, исправилась, и они захотели достичь вечного спасения.
Очень часто нехотящие жить по-христиански, но служащие этому миру и водимые духом сластолюбия по слову преп. Иоанна Лествичника , начинают объявлять тех, кто не допускает спасение вне Христа и Его Церкви, жестокими, грубыми, что, они будто бы представляют Бога тираном, решают сами все за Него, не имеют любви, а только всех осуждают и так далее. Забывают такие люди слова Господа: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12,48).
В связи с данной проблемой, попробуем показать, что без Христа и Его Церкви невозможно спастись.
Рассмотрим, что говорят люди в оправдание самих себя, в пользу того, что Бог спасет тех, кто не знал Его и не был в Его Церкви. Говорят такие люди следующее: «это же такие искренние люди! Они делают добрые дела! Они такие милостивые, хорошие, порядочные! Они в сто раз лучше православных христиан, которые поступают хуже их! Как же Бог их накажет? За что?».
Начнем ответ на это утверждение с того, что те, кто ищут истину, искренно желают быть с Богом, те, кто живут по совести и искренно делают добро – все они в руках Божиих.
Так как Бог является Всемогущим (мы веруем в это согласно никейскому символу «верую во единого Бога Отца ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ»), то Он спокойно, по Своему Благому Промыслу, через обстоятельства жизни, устраивает таким людям все возможности и условия для того, чтобы узнать истину и соединится со Христом через Его Церковь. Примеры этого можно видеть как из Священного Писания, так и их житий некоторых святых.
В книге деяний святых апостолов рассказывается о некотором муже по имени Корнилий, о котором свидетельствуется, что он был благочестивый и боящийся Бога, творил много милостыни народу и всегда молился Богу. Именно благодаря тому, что его молитвы и милостыни пришли на память пред Богом, к нему и был послан Благим Промыслом Божиим святой апостол Петр, чтобы возвестить ему благую весть, крестить и присоединить к Господу через Его Церковь (Деяния, 10 глава).
Если говорить о Священном Писании, то в нем невозможно найти ни одного случая, чтобы кто-то спасся вне Церкви, до момента Ее создания. Когда говорят о благоразумном разбойнике, то следует заметить, что так как тогда еще не была создана Церковь и не были установлены таинства, то разбойник был крещен Самим Господом через кровь и воду брызнувших на разбойника из пречистого ребра Христова (об этом говорят преп. Ефрем Сирин, св. Иоанн Златоуст, преп.Феодор Студит и преп. Анастасий Синаит и св. Димитрий Ростовский).
Из житий святых нам известны примеры святых мучениц Варвары и Христины, которые жили в язычестве, были заперты в башнях своими родными и таким образом, изолированы от любой возможности узнать о Христе. Но так как они искали истину и желали узнать Бога, то Всеблагой Творец и Создатель послал в их местности христиан и священников, благодаря чему они узнали истину, приняли крещение и присоединились к Церкви.
Если мы отрицаем, что Бог может устроить Своим Промыслом присоединение к Церкви тех, кто не имеют для этого возможности, но искренно желают этого, то это значит, что мы подвергаем сомнению догмат о Всемогуществе Бога. То есть в таком случае наши мысли о Боге становятся неправильными, вера искажается, и такое состояние не дает человеку соединиться с Богом. Ибо ум, исповедующий ложное мудрование не может быть соединен с Вечным и Чистейшим Разумом Бога, ведь истина с ложью несовместима.
Также следует сказать и о второй части аргумента последователей теории возможности спасения без Христа и без Церкви. Напомним его: «люди находящиеся вне Церкви, в нравственном отношении гораздо лучше многих православных христиан, неужели Бог этого не учтет?».
Ответ на это есть в Святом Евангелии: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12,47-48).
Это значит, что Бог и православных христиан накажет за нерадение и тех, кто не искал Его, также накажет. Их погибель случится с ними по той причине, что «они не приняли любви истины для своего спасения»(2Фес, 2,10). Рабы, не знавшие Бога и не исполнившие Его благую волю наказаны будет меньше, но все же будут наказаны. Нужно заметить, что и те, и те будут наказаны навечно, но в разной мере. По слову блаженного Феодорита Кирского «много чинов, и мучимых и спасаемых, так как по качеству и количеству правды назначены будут раздаяния даров; а также по различию грехов наложены наказания» (Сокращенное изложение Божественных догматов, гл.11).
«А как же их добрые дела?» - спросят нас. По мысли преподобного Серафима Саровского все сделанное не ради Христа, хоть и доброе не только не дает благодати в земной жизни, но и не имеет никаких последствий в вечности.
Обычно Бог воздает таким людям за их добро в земной жизни через благополучную временную жизнь. Это прекрасно проиллюстрировано в притче о Богаче и Лазаре. В ней мы находим следующие слова: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16,25). Эти слова являются ответом на то, ЧТО получат порядочные люди от Бога и ГДЕ получат. Те же, которые ищут Бога и не сомневаются в Его словах, пусть идут этим тесным путем, держа в уме утверждение, что вне Христа и Его Церкви вечное спасение никто не получить не может. По слову блаженного Августина: «Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь».
Важно помнить, что такое настроение ума не должно приводить к злобе и жестокости по отношению к бедным погибающим людям, но, наоборот, к жалости и состраданию.
Следует еще ответить на слова тех, кто утверждает, что признание спасения вне Церкви - это безразличная вещь для спасения. Что это будто бы подражание милости и любви Бога. Касательно этого вопроса святитель Иоанн Златоуст предупреждает: «не пытайся стать человеколюбивее Бога!»
Святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что «признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства».
Остается, задастся лишь одним вопросом: почему же многие боятся прямо и беспрекословно исповедовать невозможность спасения без Христа и Его Церкви? Ответ на это находим у преподобного Амвросия Оптинского, который в одном из своих писем говорит следующее:
«почему же в России не проповедуется открыто истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности… Где ни начни духовное лицо открыто проповедовать, что ВНЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НЕТ СПАСЕНИЯ, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете УКЛОНЧИВО. А может быть некоторые, по той же причине, и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, СТАЛИ И ДУМАТЬ СНИСХОДИТЕЛЬНЕЕ В ОТНОШЕНИИ НАДЕЖДЫ СПАСЕНИЯ И ПРОЧИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ»(Прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской Церкви).
Получается, что по мысли преподобного оптинского старца, именно увлечение ложью и приводит к таким последствиям.
Будем же дорогие христиане увлечены не ложью, но Истиной, и не будем пытаться найти окольные пути спасения для те, кто вне Христа и Его Церкви, ибо в таком случае мы будем сообщниками тех, кто против Христа. Ведь те, «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит извне, тот вор и разбойник», соответственно и допускающий такой вход - заодно с разбойником.
Будем же входить дверью, и не допустим иного входа в Вечное Царство Живого Бога, помня, что только «входящий дверью есть пастырь овцам».
Давайте же станем сообщниками Великого Нашего доброго Пастыря, а не разбойника-дьявола, чтобы войти вместе с Ним и со всеми святыми в Чертог Вечной Радости для вечного прославления благости, милости и праведности Безначального Отца, Единородного Его Сына, и Святого Животворящего Его Духа, во веки веков. Аминь.